в XI классах общеобразовательных учреждений, 2001 – 2002 учебный год
(Окончание. Начало в номере за 27 апреля.)
№ 16. 1. Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 2. «Мир тебе – деревянный дом!» (По лирике С.Есенина.) 3. Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы «Помещик» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) 4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XX века. 7. Особенности проблематики одного из произведений военной прозы. 8. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 17. 1. а) Отец и сын Кирсановы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». б) Отец и сын Лаврецкие в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». 2. «Все встречаю, все приемлю...» (По лирике С.Есенина.) 3. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8-й главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».) 4. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Фонтан». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века.) 6. Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.) 8. «Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 18. 1. «Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин. (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) 2. «Существует только человек...» (По пьесе М.Горького «На дне».) 3. Именины Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I, ч. 1, гл. XV-XVII.) 4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Особенности стиля одного из русских писателей ХХ века.
7. Своеобразие прозы А.П.Чехова. (На примере одного из рассказов.) 8. «Борьба есть условие жизни...» В.Г.Белин-ский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 19. 1. Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. а) «Люди как люди...» (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) «Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М.Булгакова «Белая гвардия».) 3. «Сцена вранья» Хлестакова. (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».) 4. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Мастерство писателя в изображении истории. (На примере одного из произведений русской литературы ХХ века.) 7. Сюжет, проблематика, образы одной из поэм С.Есенина. 8. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть...» А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 20. 1. а) Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». б) Князь Мышкин и семья Епанчиных в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». 2. «Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А.Ахматовой.) 3. Чтение письма Хлестакова. (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».) 4. Стихотворение А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы ХХ века. 7. Герои и проблематика одной из поэм А.С.Пушкина. 8. «Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством...» В.Ключев-ский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 21. 1. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 2. «Звезды смерти стояли над нами...» (По поэме А.Ахматовой «Реквием».)
3. «Повесть о капитане Копейкине». (Анализ фрагмента поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».) 4. Стихотворение А.Фета «Это утро, радость эта...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Особенности стиля одного из русских писателей ХIХ века. 6. Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Тематика и образы одного из рассказов И.С.Тургенева. 8. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». Н.А. Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 22. 1. Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».) 2. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» (Природа и человек в произведениях И.Бунина.) 3. «О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) 4. Стихотворение А.Фета «Заря прощается с землею...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. 8. «Счастье и радость жизни в правде...» А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 23. 1. Тема чести и бесчестья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 2. «Он весь – дитя добра и света...» (Образ художника в лирике А.Блока). 3. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
4. Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство писателя в изображении истории. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века.) 6. Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.) 8. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Н.М.Карамзин. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 24. 1. Наташа Ростова и Марья Болконская – любимые героини Л.Толстого. (По роману «Война и мир».)
2. «Мечта о тихом уголке России...» (По прозе А.И.Солженицына.) 3. Именины Татьяны Лариной. (Анализ эпизода из пятой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
4. Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Сюжет, герои, проблематика «Повестей Белкина» А.С.Пушкина. (На примере одной из повестей.) 8. «Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 25. 1. Герои войны и «военные трутни» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 2. «Недоумение счастья». (Тема любви в рассказах И. Бунина.) 3. Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».) 4. Стихотворение Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина. (На примере одной из трагедий.) 8. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге». А. Блок. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 26. 1. Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич. 2. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (По лирике Б.Пастернака.) 3. а) Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского «Гроза».)
б) Обед у Карандышева. (Анализ сцены из III действия драмы А.Н.Островского «Бесприданница».) 4. Стихотворение И.А.Бунина «Вечер». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Сюжет, образы, проблематика одной из поэм В.Маяковского. 8. «Величайшие истины – самые простые». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 27. 1. а) Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».) б) Настасья Филипповна и Аглая – два женских характера в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». 2. «Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.) 3. Татьяна Ларина в Москве. (Анализ седьмой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».) 4. Стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В.Гоголя. 8. «Настоящий писатель – то же, что древний пророк». А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 28. 1. а) Раскольников и его «двойники». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Князь Мышкин и Рогожин в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». 2. «Без конца и без краю мечта!» (По лирике А.Блока.) 3. Дуэль Ленского с Онегиным. (Анализ эпизода из шестой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».) 4. Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века.
6. Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 8. «Без действия нет жизни...» В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 29. 1. а) Старые и новые хозяева вишневого сада. (По пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».) б) Сестры Прозоровы: характеры и судьбы. (По пьесе А.П.Чехова «Три сестры».) 2. «...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». (Поэма А. Блока «Двенадцать».) 3. Послед-нее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
4. Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Своеобразие кульминационной сцены одного из произведений русской литературы XX века. 7. Сюжет, герои, проблематика произведения Л.Н.Толстого. (На примере рассказа или повести.)
8. «Корень злых дел в дурных мыслях». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 30. 1. Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. «Бесценных слов мот и транжир...» (Лирический герой ранней лирики В.Маяковского.)
3. а) Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. II.) б) Первый визит князя Мышкина в дом Епанчиных. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Идиот», ч. 1, гл. II.) 4. Стихотворение А.Блока «О, я хочу безумно жить...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии ХХ века. 7. Гуманистическая тема в рассказе М.Шолохова «Судьба человека». 8. «Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 31. 1. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 2. «Народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился!» (По прозе М.Шолохова.) 3. а) Разговор о будущем во II действии пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». (Анализ сцены.) б) Утренняя беседа, открывающая действие пьесы А.П.Чехова «Три сестры». (Анализ сцены.) 4. Стихотворение А.Блока «Вхожу я в темные храмы...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. 6. Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Анализ одной из поэм С.Есенина. 8. «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает». В.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 32. 1. Столичное и поместное дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 2. «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». (Тема жизнетворчества в прозе М.Горького.) 3. Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. IV, ч.1, гл. XI, XII.) 4. Стихотворение А.Блока «Русь». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. 7. Сюжет и проблематика одного из произведений Н.С.Лескова. 8. «Счастье не в счастье, а в его достижении...» Ф.М.Достоев-ский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 33. 1. Москва и Петербург в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 2. «Каждый сам себе судьба!» (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.) 3. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) 4. Стихотворение С.Есенина «Запели тесаные дроги...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Речевая характеристика героя. (По одному из произведений русской литературы XX века.)
7. Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.) 8. «Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы». Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 34. 1. Образ народа в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина и в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 2. «Одно горе делает сердце человеку». (По прозе А.П.Платонова.) 3. Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.) 4. Стихотворение С.Есенина «Несказанное, синее, нежное...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Сны героя и их место в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. 7. Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы.) 8. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
№ 35. 1. Онегин в Петербурге (на материале 1-й и 8-й глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). 2. «Родимая степь под низким донским небом!» (Природа и человек в прозе М.Шолохова.) 3. Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. II,
ч. 2, гл. XXI.) 4. Стихотворение С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями...» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. 6. Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы. 8. «Разумное и нравственное всегда совпадают». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)
Комментарий к темам
Ниже приводится модель, по которой строится каждый комплект тем выпускного сочинения.
1. Тема сопоставительного характера сформулирована по русской литературе XIX века (автор и произведение указаны).
2. Тема сформулирована по русской литературе ХХ века (в виде цитаты с указанием автора и произведения для анализа).
3. Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века (автор, произведение, эпизод указаны).
4. Анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с мастерством писателя XIX века (автора и произведение выбирают учащиеся).
6. Тема, связанная с мастерством писателя XX века (автора и произведение выбирают учащиеся).
7. Анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или XX века (автор назван; произведение выбирает учащийся).
8. Тема, предполагающая раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т. п.) на материале произведений русской литературы по выбору учащихся.
Отбор литературного материала производится на базе «Обязательного минимума содержания образования» с учетом принципа вариативности, нашедшего отражение в указанном документе.
Формулировки экзаменационных тем несколько отличаются по степени трудности с учетом двух возможных уровней глубины изучения предмета (базовый и гуманитарный).
Тема № 1 предполагает как сопоставления на уровне одного произведения, так и соотнесение героев и проблематики произведений различных авторов.
Тема № 2, сформулированная в виде цитаты, дает выпускнику большую свободу в выборе ракурса анализа произведения.
Анализ эпизода в рамках темы № 3 подразумевает рассмотрение его в контексте художественного целого (вместе с тем необходим анализ идейно-образной структуры предложенного фрагмента).
Раскрытие темы № 4 может включать в себя элементы свободного истолкования поэтического текста, его индивидуальной трактовки.
Формулировки тем № 5 и 6 нацеливают на создание литературно-критического очерка о той или иной особенности художественного текста, которую выпускник может раскрыть на материале любого произведения указанной литературной эпохи. Ключевыми понятиями тем такого рода являются литературоведческие понятия.
Тема № 7 предполагает общее рассмотрение произведения с точки зрения особенностей его содержания и формы. Сочинение на эту тему не предполагает исчерпывающего рассмотрения всех сторон произведения; оценивается умение выбрать ракурс анализа и построить связное рассуждение, показывающее владение приемами анализа художественного текста.
Тема № 8 дана в традиционной «свободной» формулировке, требующей, однако, опоры на литературный материал, а не на жизненные впечатления учащихся. В последней теме отражена специфика предмета, связанная с вопросами этики, психологии, философии.