в Рыбинске.
Если у деревни Селиваново, что километрах в десяти от Углича по Ярославской дороге, перейти по шатким мосткам поросшую кувшинками лесную речку Улейму, то за разнотравным лугом в глухом лесу неожиданно откроется стоящий на поляне белый храм. Его построили местные крестьяне еще в 1787 году там, где раньше стоял монастырь Михаила Архангела в Бору. Одиннадцать лет назад его настоятелем стал отец Сергий, человек смиренный и немногословный. И трудно поверить, что до последних лет советской России, до крутого поворота в судьбе страны и в его судьбе был он одним из самых модных столичных художников. Увлеченный страстью к живописи, выпуск-ник МАРХИ искал свой путь в искусстве. В его ранних работах легко угадываются импрессионизм Сезанна и сюрреализм Дали. Подчеркнуто усложненные композиции легко осваивают не только пространство, но и время, которое под его кистью становится реальным и осязаемым.
В 1974 году в Москве образовалось общество «подпольных художников». Оно уст-раивало квартирные выстав-ки, которые пользовались бешеной популярностью среди интеллигенции, проявлявшей интерес к запретному искусству. Столичные власти решили все же легализовать подпольное искусство, объединив подпольщиков в профсоюзный комитет художников-графиков. Вот тогда Сергей Симаков и другие «авангардисты» получили надежную прописку на популярнейшем вернисаже «Малой Грузинки», дважды в год выставляя картины на суд огромного числа зрителей. Этот период оказался, пожалуй, самым плодотворным в жизни художника. Пришла известность и слава. Среди его заказчиков и покупателей были западные промышленники и дипломаты, владелец большой частной коллекции в Германии доктор Ланге. Россияне непременно вспомнят оформление пластинок Аллы Пугачевой «Как тревожен этот путь». Со временем в его работах все больше проявлялось дыхание истории Отечества, православной веры.
Лет двадцать назад Сергей Симаков купил старый деревянный дом для летней мастерской в деревне Загайново под Угличем. Здесь и открыл он для себя храм Михаила Архангела. В том же году они с женой Еленой Александровной крестились и венчались, и с тех пор становится Сергей Симаков православным художником, живописуя историю и святых Русской православной церкви.
Творчество Сергея Симакова, его полотна, его имя живут самостоятельно, будучи широко известными в своем Отечестве и далеко за его пределами. Его выставки объехали всю страну, о нем сняты фильмы, репродукции картин опубликованы во многих альбомах религиозной живописи. Картины художника хранятся в частных собраниях, монастырях, музеях США, Франции, Германии, Испании, Швейцарии, Румынии, Сербии, Боливии. Замечу: за рубеж проданы исключительно авторские копии основных работ, первые варианты которых остаются в России. Большое полотно «Свержение Перуна» украшает резиденцию патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре. В Почаевской лавре на Украине – портреты здешних
иереев и настоятелей лавры. Но основная часть полотен художника стала достоянием Угличского музея. Особо почитаем отец Сергий в Ярославском художественном музее. Директор музея Надежа Петрова рассказала на встрече с журналистами о том, как однажды после выставки художника в Ярославле одна из его картин с изображением Зосимы и Савватия вдруг замироточила. Владыка Михей, побывав в музее, рассказывал на своих службах о том, как от изображения архангела по одежде Богоматери стекает миро. Приглашенные химики сочли, что это просто смола, прихожане ярославских храмов после паломничества в музей сочли это Божьей благодатью.
Сейчас к изданию готовится полный каталог работ художника – более полутысячи живописных полотен и 80 икон. Новая выставка откроется в Москве в Малом Манеже в конце декабря.
Сегодня отец Сергий не пишет картин. Бывший богемный художник и его жена, генеральская дочь, покинули столицу и вот уже одиннадцать лет все свое время посвящают службе, в поте лица трудятся на земле, в крестьянском хозяйстве, на пользу угличского храму. «Работа на земле, – поведал сам отец Сергий, – это тоже Богослужение, но, к величайшему сожалению, за все эти годы никто с нами этого не разделил».
Фото Дениса МАКСИМОВА.