ОПЕРНЫЕ ПРОЕКТЫ ГЕОРГИЯ ИСААКЯНА
В списке лауреатов нет никакой иерархии – все равны. И все-таки первым по праву надо назвать Георгия Георгиевича Исаакяна – самого молодого художественного руководителя оперного театра страны. Исаакян возглавляет Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Благодаря экспериментальным и оригинальным постановкам Исаакяна Пермский театр оперы и балета стал известен как первооткрыватель многих оперных спектаклей. Исаакяну удалось освободить оперу от архаики. Критики отмечают, что оперные артисты с превосходными голосами, привыкшие прежде лишь заламывать руки или в отчаянии метаться по сцене, в спектаклях Исаакяна играют так, что им могут позавидовать высококлассные драматические актеры.
Георгий Исаакян родился и вырос в Ереване. Его прадедом был классик армянской поэзии Аветик Исаакян, чьи стихи переводили на русский язык Анна Ахматова, Корней Чуковский, Николай Тихонов. Дед Георгия был известным ученым-экономистом, занимался историей. Мама преподавала русский язык в университете, занималась журналистикой и переводами. Русский и армянский были равноправны в их доме, как равноправны были русская и армянская культуры.
После окончания ГИТИСа (отделение режиссуры музыкального театра) Исаакян получил назначение в Пермский театр оперы и балета. Дебют молодого режиссера поразил и покорил – он поставил три одноактные оперы Пуленка, де Фальи и Прокофьева, объединив их названием «Три лика любви». Дебют многое сказал о будущем мастере. О его стремлении к первооткрытиям, эстетических пристрастиях. В двадцать шесть лет Исаакян стал главным режиссером театра, в тридцать два – художественным руководителем!
Пермский театр оперы и балета постоянно открыт для эксперимента. Здесь нет ничего от оперной архаики. Исаакян ставит то, на что в России почти никто не отваживается
. Творческая дерзость его изумляет. В Пермском театре
дана сценическая жизнь опере Сергея Прокофьева
«Огненный ангел
», осуществлена постановка прокофьевской же
оперы
«Война и мир
» (в двух вечерах). Впервые в
России в Перми поставлены оперы «Пена дней» Э. Денисова, «Клеопатра. Жизнь актрисы»
Ж. Массне, «Лолита» Р. Щедрина (по роману В. Набокова) и «Альцина» Г. Ф. Генделя. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина театр показал проект «Оперная Пушкиниана» – пять опер по произведениям поэта! Эта творческая работа удостоена Государственной премии России.
На Волковском фестивале Георгий Исаакян как режиссер-постановщик, также впервые в России, представляет совместный российско-германский проект –
оперу А. Щетинского
«Бестиарий
» по произведениям
К. Гоцци, Г. Х. Андерсена и
Ф. Кафки. В спектакле занята команда лучших оперных мастеров – из Перми и Екатеринбурга.
Спектакли Исаакяна идут в Минске, Дублине, Осаке, Риге, Екатеринбурге. Георгий Исаакян – инициатор и организатор проведения международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». «Дягилевские сезоны» в Перми, как когда-то Русские сезоны в Париже, объединяют разные виды и жанры искусства – оперу, балет, музыку, живопись, кино. Недавно Георгий Исаакян стал педагогом Российской академии театрального искусства, набрав для обучения курс студентов по специальности «режиссер музыкального театра».
ВЕРА, ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА НИКОЛАЯ ГОРОХОВА
В нынешнем году народный артист России, актер государственного учреждения культуры Владимирской области «Театральный комплекс» Николай Горохов стал дважды театральным лауреатом. В марте Николаю Анатольевичу постановлением губернатора Владимирской области была присуждена премия имени народного артиста СССР Евгения Евстигнеева за высокое актерское мастерство и большой вклад в развитие театрального искусства Владимирской области. А сегодня артист будет увенчан премией Правительства России имени Федора Волкова.
Первая роль сыграна Николаем Гороховым в Курском ТЮЗе – актеру тогда было семнадцать. На сцене он повстречал и свою первую и единственную на свете любовь – пятнадцатилетнюю Надежду, сыгравшую Младу в спектакле «Варшавский набат». Театр вошел в их судьбу одновременно. Надежда стала его женой, другом, советчиком.
Николай Горохов окончил Школу-студию МХАТ (курс Александра Карева). Его педагогами были народные артисты СССР
А. Н. Грибов и И. М. Тарханов. Горохов играл на сцене Ивановского театра драмы, выступая в амплуа социального героя и героя-любовника. Диапазон артиста был необычайно широк – от сурового чапаевского комиссара Дмитрия Фурманова (спектакль «Мятеж») до лирического и нежного Тимоши, бывшего музыканта, танкиста, вернувшегося слепым с войны («Золотая карета» Л. Леонова). Во Владимирском театре драмы первой была роль Сергея в «Иркутской истории» А. Арбузова. Среди актерских удач Николая – Ленни из спектакля «О мышах и людях» Дж. Стейнбека. Горохов – актер тонкой интуиции, глубокого психологизма, точно выверенного рисунка роли. К этапным работам мастера относятся Борис Годунов («Смута», по трилогии А. К. Толстого, в постановке Алексея Буркова), где Годунов – Горохов – титан, мучимый совестью, терзаемый грехом преступления.
Актер, считает Николай Горохов, – профессия счастливая, щедрая и подвижническая. Именно поэтому сейчас он руководит актерским курсом и театром-студией. И еще одна миссия – Николай Анатольевич является генеральным руководителем объединения «Театральный комплекс», который соединил все профессиональные коллективы Владимира. У нас в Ярославле такой проект не удался, а во Владимире его воплотил в жизнь народный артист России Николай Горохов.
«ГЛОБУС» – ТЕАТР ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И еще один лауреат Волковской премии – новосибирский «Глобус». К нему никогда не относилось обидное слово «тюзятина». Потому что в городе не считали детский театр второсортным.
Здесь ставят самые лучшие и известные режиссеры (в 60-х – Владимир Кузьмин, позднее возглавивший Волковский театр, сегодня – Вениамин Фильштинский, Валерий Фокин, Дмитрий Черняков, в новом сезоне – Нина Чусова и Роман Козак).
В труппе «Глобуса» – 40 актеров и 42 спектакля в репертуаре. Билеты раскуплены до конца года. На Волковском фестивале театр показывает пьесу нашего земляка Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» в постановке московского режиссера Марины Глуховской.