Наверное, каждый, кто хоть раз посетил Ярославский художественный музей, вспомнит портрет девушки в розовом открытом платье, спокойно взирающей на нас из своего более чем полуторавекового далека. Кто она, эта милая незнакомка? До сих пор никто не давал на этот вопрос ответа.
Что же известно об этом замечательном образце провинциальной живописи? К сожалению, на самом портрете не имеется каких-либо подписей, раскрывающих имя художника, время написания картины. Но на эти вопросы искусствоведы, пусть не всегда со стопроцентной уверенностью, ответить могут. После изучения манеры письма и сравнения произведения с холстами разных художников они определили, что «Портрет девушки», как сейчас официально называется картина, принадлежит кисти знаменитого провинциального художника Н. Д. Мыльникова. Временем его создания называются предположительно 1820 – 1830-е годы.
Но самое тщательное искусствоведческое исследование не может ответить на вопрос, кто же изображен на портрете. Здесь в дело должны вступить историки. Долго не доходили у них руки до разгадки тайны этой картины, но сейчас завеса таинственности снята, и портрет обрел имя. Помогло в этом упоминание о месте его первоначального хранения – доме
Н. П. Пастухова, откуда он поступил в музей в 1919 г.
Кто же такие Пастуховы? В середине XIX – начале XX в. они были богатейшей купеческой семьей Ярославля. К 1840-м годам во главе семейства стояли братья Петр и Александр Матвеевичи, торговавшие хлебом, фарфоровой посудой и предметами роскоши, содержавшие гостиницу, участвовавшие в винных откупах и т. д. Но главным делом их самих, а потом и их потомков была торговля железом, в которой они играли одну из ведущих ролей в этой сфере предпринимательства в России. После смерти Петра в 1845 г. его место в семейном бизнесе занял его старший сын Николай. Именно он после раздела с семьей умершего в 1864 г. дяди встал во главе семейной торговли и продолжал поддерживать славу семьи Пастуховых как крупнейших оптовых торговцев железом в России, диктовавших свои цены на этот вид товара на Нижегородской ярмарке – крупнейшей в России.
К началу ХХ в. Н. П. Пастухов владел 4 металлургическими заводами в Вятской губернии и одним таким же в области Войска Донского (недалеко от Ростова-на-Дону), а также значительными лесными массивами, угольным копями и т. д.
И все это время с ним рядом была его супруга, разделявшая все радости и неудачи мужа. Ее имя – Фелицата Никоновна, в девичестве Гарелина – дочь одного из крупнейших ивановских фабрикантов-текстильщиков Никона Мефодиевича и его жены Александры Егоровны Гарелиных.
В 1845 году 18-летняя Фелицата была привезена в Ярославль, чтобы начать здесь взрослую самостоятельную жизнь, – ее удачно выдали замуж за богатого купеческого сына Н. П. Пастухова. Пышное венчание проходило в Ярославле в церкви Иоанна Златоуста в Коровниках – храме, прихожанами которого в XVIII веке были предки Пастуховых. Поручителями (по-современному – свидетелями) были представители крупнейших купеческих семей Ярославля и Иванова.
Среди богатого приданого невесты был и ее парадный портрет, написанный за несколько лет до свадьбы, – тот самый, который вы можете видеть сейчас в Ярославском художественном музее. В то время, когда фотографий еще не было, портрет был дорогой и престижной вещью, которую не стыдно было подарить будущему мужу. Картина обрела свое место на стене в доме Пастуховых, оставаясь там и после 1907 года, когда в студеный февральский день Фелицата Никоновна умерла от воспаления легких.
Факты биографии Ф. Н. Пастуховой позволяют и более точно датировать картину. Портрет был написан Н. Д. Мыльниковым в начале 1840-х годов, во время его работы в Иванове, где он выполнял заказы семьи Гарелиных, запечатлев на своих полотках не менее 8 ее членов, в том числе родителей Фелицаты, а также и ее саму. И то, что на этом портрете изображена именно Ф. Н. Гарелина (впоследствии Пастухова), доказывает и несомненное портретное сходство дочери и родителей.
Давно ушли в прошлое те далекие времена, давно нет в живых не только многочисленных детей, но даже и внуков Фелицаты Никоновны. А юная девушка продолжает смотреть на нас со старинного портрета, даря радость общения с прекрасным.
Нина ОБНОРСКАЯ,
ведущий научный сотрудник
государственного архива
Ярославской области.
Гость | 06.07.2011 в 10:37 | ответить0
А ГДЕ ЖЕ ПОРТРЕТ?