XX столетия. Творческие объединения, выставки, художники». Ее автор – искусствовед Нина Павловна Голенкевич. Сейчас сама Нина Павловна говорит, что «книга собрана по бусинкам, по крупицам...» Эти «бусинки» составили весьма разрозненные источники: архивы, документация музеев, периодическая печать минувших десятилетий, сохранившиеся каталоги выставок и множество встреч и разговоров с живыми свидетелями той истории, наследниками, изучение их архивов и переписки...
– Изучение художественной жизни шло через вещи, через произведения, которые рассказывали сами свои истории, – вспоминает Нина Павловна. – Мы готовили выставки и знакомились с художниками, с живыми тогда еще свидетелями и участниками того времени, насыщенного искусством.
Первой самостоятельной работой Н. П. Голенкевич была выставка Николая Васильевича Перцева, художника, реставратора, работавшего в Ярославской картинной галерее в 20-е годы прошлого века. В 70-е годы он жил в Ленинграде и работал в Русском музее. Он прислал письмо в музей с предложением своей персональной выставки. Эту выставку поручили Нине Павловне. Она училась в Академии художеств и писала диплом по теме «Художественная жизнь Ярославля конца XIX – начала XX века», который охватывал вопросы художественного образования, творческих объединений и выставок, музейного дела и реставрационных мастерских. Н. В. Перцев стал консультантом молодого исследователя. Затем были поиски в библиотеках и областном архиве, в архивах музеев и художественного училища.
Многое было утрачено после белогвардейского восстания в 1918 году. Долгое время «Путеводитель по Ярославской художественной галерее», изданный в 1928 году художником и директором галереи Александром Малыгиным, был единственным источником информации. К концу 20-х годов, когда начались аресты музейных сотрудников и художников, многие покинули Ярославль. С отъездом и арестами утрачивались архивы, гибло творче-ское наследие. Но как показало вре-мя, вывезенное из Ярославля сохранилось лучше, чем оставшееся в самом городе. В архивах художественного училища в 70-е годы Н. П. Голенкевич нашла любопытный документ, где первые выпуск-ники Ярославского художествен-но-педагогического техникума оставили «для истории» свои адреса. Так удалось познакомиться с дочерьми ярославских художников и преподавателей С. Матвеева и Ф. Панкова, которые в свою очередь подсказали адреса ныне живущих художников, участников художественной жизни Ярославля. И «белый лист» искусства ярослав-ского серебряного века в результате встреч, вопросов, бесконечного поиска, часто в жанре детектива, заполнялся живыми исто-
риями.
– О книге тогда не думалось, – признается сейчас Н. П. Голенкевич. – Было важно увидеть ту культурную среду, сам контекст художественной жизни Ярославля того времени. Мой диплом в академии теперь представляется «Периодической системой Менделеева», где каждый элемент воспринимается вопросом, который можно разгадывать и дополнять бесконечно.
Вот только некоторые примеры художественной жизни Ярославля, о которой рассказано в книге.
Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок в Ярославле состоялась в 1876 году. «Ярославские губерн-ские ведомости» выразили «глу-бокую признательность музыкально-драматическому обществу за посредство по приглашению выставки, за доставленное ярославцам высокохудожественное наслаждение». С 30 марта по 15 апреля на ней побывало 1284 человека. Потом выставка этого же товарищества проходила в Ярославле в 1899 году. Ярославцы увидели полотна Шишкина, Поленова, Крамского, Куинджи. Регулярно выставки стали проводиться с 1896 года.
На первых вернисажах экспонировались работы учащихся городских классов рисования, потом учащихся художественного техникума, членов художественных объединений, художников, которые, получив первые уроки искусства в Ярославле, продолжали учиться в Москве. На выставках вместе с ярославскими появлялись работы
И. Репина, К. Коровина, В. Маковского, М. Сарьяна, К. Петрова-Водкина. Реалистические пейзажи иногда соседствовали с футуристическими опытами, лубок с импрессионистическими картинами. Выставлялись вместе и живопись, и графика, и фотография, и скульптура. Судя по каталогам и рецензиям, в выставках принимали участие не только профессиональные художники, но и художники-лю-бители.
Научным редактором книги стал доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения Е. А. Ермолин, а рецензентом – доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств Г. Ю. Стернин, в течение нескольких десятилетий занимающийся вопросами художественной культуры России рубежа XIX – XX веков. Профессиональный, тонкий и элегантный дизайн книги сделан московским художником и дизайнером Игорем Ермолаевым. Книга представляет теперь тот художественный мир, в котором жили первые художники Ярославля, тот мир, который стал известен музейщикам совсем недавно.
На снимке: Н. П. ГОЛЕНКЕВИЧ.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.