Увы, в Ярославском театре юного зрителя 20 марта было не до праздника. Конфликт вокруг ТЮЗа не затихает, и слова Питера Брука в данном контексте приобретают почти трагический оттенок. После ухода главного режиссера театра Александра Кузина в редакцию «Северного края» поступают письма, авторы которых выражают тревогу по поводу дальнейшей судьбы театра. Сегодня мы публикуем выдержки из некоторых писем.
Не желаю входить в
подробности ухода А. С. Кузина из театра юного зрителя, но уверена, что город Ярославль теряет Большого Мастера. Александр Сергеевич за 12 лет поднял творческую планку нашего ТЮЗа на очень большую высоту. Великолепный репертуар, талантливые спектакли! Театр любим молодежью Ярославля. Обра-щаюсь к людям, от которых зависит судьба театра: не совершайте ошибки! Не теряйте Мастера!
Наталья ТЕРЕНТЬЕВА,
народная артистка России.
* * *
Меня, как и многих жителей города, чрезвычайно волнует трагическое, без преувеличения, положение, в котором в настоящее время оказался наш театр юного зрителя. И хотя пишу я сейчас индивидуально, смею надеяться, что под этим письмом поставили бы подписи и те 55 человек – мои коллеги и читатели нашей библиотеки, которые летом прошлого года направили письмо губернатору Ярославской области. В письме шла речь о возможности присвоения ТЮЗу статуса губернаторского. Это предложение обосновывалось высоким уровнем искусства ТЮЗа, тем, что этот театр был (до самых последних дней) гордостью культуры Ярославля. Ответа на наше обращение не последовало.
Сейчас театр погибает. И как бы ни было обставлено формально изгнание из ТЮЗа его главного режиссера Александра Сергеевича Кузина, ясно одно: это – гибельная для нашей культуры победа административных амбиций над высоким, но незащищенным искусством. И это – победа тенденции на коммерциализацию культуры, при полном забвении необходимости духовного воспитания детей, подростков, да и взрослых тоже. К каким ужасным последствиям приводит нравственное одичание, мы все знаем слишком хорошо.
Ирина ШИХВАРГЕР,
сотрудник Ярославской центральной городской библиотеки имени М. Ю. Лермонтова.
* * *
В Ярославле гибнет те-атр юного зрителя. Я восемь раз смотрел замечательный спектакль «Ромео и Джульетта». Я видел настоящего, подлинного Шекспира. Идеальная разработка ролей, поразительно поставлены массовые сцены. То же самое можно сказать о спектакле «Последние» по Горькому. Обладая большим интеллектом и талантом, Александр Кузин сумел воспитать актеров в духе высшего понимания актерского искусства. Огромный труд вложен Кузиным в создание замечательного коллектива.
Невыносимая обстановка, возникшая по вине определенных лиц, вынудила Кузина подать заявление об уходе. И огорчает, что никто не пытался убедить человека изменить свое решение. С советских времен известна фраза: незаменимых у нас нет. Это неправда. Есть талантливые люди, которых заменить невозможно.
Рафаэль КУБЛИЦКИЙ,
заслуженный врач России.
«Северный край» о конфликте в ТЮЗе писал неоднократно. В номере за 7 марта свою позицию объяснил Александр Кузин. Сегодня последние события комментирует Нина Шалимова, в конце февраля назначенная художественным руководителем ТЮЗа. С ней встретилась корреспондент «Северного края» Марина Шиманская.
– Нина Алексеевна, вы были призваны в театральное объединение, чтобы погасить конфликт, который развивался несколько месяцев. Но в первый же день вашей работы главный режиссер подает заявление об уходе. Невозможно упрекнуть Александра Сергеевича в нелюбви к театру. Очевидно, что-то его уязвило в ваших действиях?
– Это может быть. Я пыталась войти с ним в диалог, но наталкивалась на категорический отказ. Александр Сергеевич не верит в меня, не верит в возможность совместной работы, отказываясь от любого диалога. По-своему он прав. Без веры, лежащей в основе любого дела, толку не будет. Но дело не во мне, не в директоре, даже не в главном режиссере театра. Отказ Александра Сергеевича сделать один телефонный звонок привел к отмене спектаклей. На сегодняшний день это привело к убыткам театра более чем на 20000 рублей. Слезы артистов, их нервные срывы и неизбежные в таких случаях сплетни, домыслы и прочие прелести закулисья приводят к тому, что театр идет вразнос. Судорога длится, скандал приобретает общегородской масштаб. В этой ситуации Александр Сергеевич остался признанным режиссером, но перестал быть человеком театра.
– Что вы вкладываете в понятие «человек театра»?
– Это человек, который живет, подчиняя себя основному закону театра: зритель купил билет, и он должен увидеть спектакль, объявленный в афише. Замена – в исключительных случаях, отмена – чрезвычайное происшествие. Этот закон – становой хребет театра. Действия Александра Сергеевича ломают театру становой хребет. Меня тревожит, что значительная часть артистов поддерживает действия режиссера. Попрание основного закона театра – серьезная болезнь.
– Каковы ваши действия в этой непростой ситуации?
– Я даю согласие на увольнение главного режиссера театра А. С. Кузина и начинаю восстановление нормального режима творческой работы.
Похоже, что стороны конфликта сами не смогут урегулировать ситуацию. Нашла, что называется, коса на камень. Сохранить Кузина для Ярославля, видимо, может лишь третья сила, стоящая над конфликтом. Губернатору области А. И. Лисицыну уже направлено письмо, под которым его авторы – преподаватели и студенты нескольких учебных заведений Ярославля – собрали более шестисот подписей. Вот о чем идет речь в этом письме:
«ТЮЗ как творческий коллектив был создан, выпестован и вынянчен, по сути, именно А. С. Кузиным. Он стал общероссийским культурным явлением и важнейшим компонентом ярославской культуры. С таким ТЮЗом связаны многие наши эстетические переживания и духовные открытия. Трагичная для нас перспектива – потерять эти обретения. Мы уверены, что без А. С. Кузина театр не сможет существовать в качестве художественно состоятельного явления. Невозможно примириться с подобной перспективой, с этой утратой, которая имеет личный смысл для каждого из нас, для театральной общественности Ярославля, ярославской интеллигенции! В то же время это, очевидно, принципиальное и знаковое событие, которое однозначно определяет весьма невыгодное место Ярославля в культурном ландшафте страны.
Репутация Ярославля – родины первого русского общедоступного театра – не должна быть запятнана столь постыдным пренебрежением творческой личностью и развалом замечательного театрального коллектива.
Анатолий Иванович, просим вас лично разобраться в сложившейся ситуации и сделать все возможное для возвращения А. С. Кузина в ТЮЗ и сохранения его для театрально-культурного Ярославля».
Фото
Сергея МЕТЕЛИЦЫ, Дмитрия БАХТИНА,
Вячеслава Юрасова.