Главные герои спектакля – Джордж, батрак-сезонник и его товарищ Ленни, чудовищно сильный, но слабоумный и совершенно беспомощный. Порывистый, горячий Джордж терпеливо заботится о добросердечном, мягкотелом Ленни. Оба они – одинокие бесприютные странники, кочующие по разным ранчо в поисках работы за кусок хлеба. Джордж и Ленни мечтают о собственном участке земли, своем доме, мельнице, о пушистых кроликах. Конечно, это лишь мечта, в реальной жизни неосуществимая. Развязка – гибель Ленни от руки Джорджа, который тем самым спас своего беспомощного друга от суда Линча, подтверждает безысходность, неосуществимость мечты о независимой жизни.
Постановка, хотя и антре-призная, была с полноценными декорациями и замечательным световым оформлением. И конечно же, был великолепен звездный дуэт Алексан-дра Балуева и Дмитрия Харатьяна.
Александра Балуева зрители больше знают по телесериалам, хотя он давно снимается в кино и более 20 лет играет на сцене. Несколько лет назад он был в Ярославле на съемках фильма, а вот какого, так и не мог вспомнить. Его лучшая кинороль – в фильме «Мусульманин», за которую артист получил премию фестиваля «Кинотавр» и премию «Ника».
– Такая оценка была для меня неожиданной, – говорит Александр. – «Мусульманин» очень острый фильм, и я с удовольствием в нем снимался, не думая ни о каких наградах.
А потом статный, фактурный русский богатырь с печалью в светлых глазах появился в американском фильме «Миротворец».
– К Спилбергу в фильм «Миротворец» я попал случайно. Там действующими лицами являются сербы, хорваты, русские, и режиссер хотел, что-бы их играли люди этих национальностей. Во второй фильм, «Столкновение с бездной», меня пригласили, потому что уже знали в Голливуде.
– Потом еще предлагали роли?
– Да, но они были для меня малоинтересными.
– А как же престиж, деньги?
– Престиж – не самое главное. Важнее – интерес к работе. А деньги там получают звезды. Ко мне это никакого отношения не имело.
– И все-таки, влияет ли финансовый аспект на вашу творческую деятельность?
– Скорее, нет. Я зарабатываю в кино, поэтому в театральной сфере могу выбирать, где и с кем играть, не думая о деньгах. Актерам репертуарных театров намного сложнее.
– Вы ведь тоже много лет проработали в репертуарном театре?
– Да, в театре Советской Армии. Но в антрепризе больше свободы для раскрытия актерского мастерства. Именно поэтому я и ушел, как колобок, от всех репертуарных театров.
– У вас есть роль, о которой вы всегда мечтали?
– Все, что я играю – это то, о чем мечтаю и то, как мне хотелось бы жить. Люблю играть добрых людей. В спектакле «О мышах и людях» я играю сумасшедшего добряка. Это очень символично. В наше время доброта часто воспринимается как болезнь.
– Очень неоднозначно критики оценивали фильм Грымова «Му-Му», где вы играли Герасима...
– Работая над ролью Герасима, я не хотел, чтобы его было жалко. Хотя крепостное право – это все понятно. Но человек должен иметь силы встать и сказать: я не сделаю того, что противно моим чувствам. Современная тема, между прочим. Если мы не научимся говорить, то мы рабы, а я не хочу таковым быть. Я и хотел это передать в образе Герасима.
Балуев и Харатьян встретились не только на сцене, но и в кино. Сейчас заканчиваются съемки фильма «Атлантида» режиссера А. Павловского. Это картина о дачной жизни, этакая ностальгия о тонких, почти чеховских, человеческих взаимоотношениях. «Гардемарин» Харатьян играет здесь своего современника. Более того, выступает в роли сопродюсера фильма. Чтобы успешно работать на продюсерской стезе, он закончил экономико-статистический институт по специальности «Финансы и кредит».
– Сценарий «Атлантиды» попал ко мне в руки несколько лет назад, – рассказывает Дмитрий Харатьян. – Я решил, что мне было бы любопытно сыграть в этой картине. Однако лоббировать проект, ходить по кабинетам и «торговать лицом» я не хотел. Через пару лет Украина выделила деньги на съемки (действие фильма происходит под Одессой), но их не хватало. По счастливой случайности подоспело постановление Министерства культуры России о совместных проектах со странами СНГ. Таким образом, деньги выделила и Россия. Со времени распада СССР «Атлантида» – первый совместный российско-украинский проект в области кинематографии.
– Дмитрий, чем объяснить, что, имея театральное образование, вы долгое время не играли в театре?
– Потому что считал: моя основная стихия – кино. В начале 90-х, на заре популярности «Гардемаринов», меня приглашали работать в Малый театр и во МХАТ, но теперь я понимаю, что тогда не был готов, боялся: вдруг я, весь такой известный и востребованный в кино, придя в театр, грубо говоря, облажаюсь. Однако для каждого актера театр настолько важная лаборатория профессионального мастерства, что я все равно туда пришел.
Дмитрий НИКИТИН,