Имя художника Ивана Шишкина – величайшего мастера русского пейзажа – пожалуй, наиболее широко известно в народе благодаря многочисленным копиям картин, которые до последнего времени можно было встретить повсюду: в гостиницах, в привокзальных залах ожидания, столовых, детских садах и даже на конфетных обертках и настенных ковриках. Такая массовая популяризация привела к поверх-ностному пониманию творчества этого замечательного художника, о котором Крам-ской сказал: «Шишкин – верстовой столп в развитии русского пейзажа, это человек-школа». По сравнению с живописными работами менее известны его офорты, а между тем Шишкин был крупнейшим гравером-офортистом своего времени. Подтверждение тому – открывшаяся в художественном музее выставка офортов Шишкина.
Художник сделал четыре альбома офортов – более ста сюжетов. Из них 74 хранятся в фондах Ярославского художественного музея. Наиболее полно представлен последний альбом «60 офортов профессора Шишкина», куда вошли лучшие листы мастера. В общей сложности, включая отдельные (не альбомные) листы, ярославская коллекция насчитывает 86 офортов. Все они сделаны руками самого Шишкина. Коллекция начала формироваться в 30-е годы прошлого столетия, когда некий гражданин Калиткин продал музею листы из последнего альбома. Часть офортов была передана из коллекции Ашика, остальные листы попали к нам из Русского музея.
Нынешняя выставка – вторая по счету (первая была приурочена к 150-летию художника). Офорты – оттиски на бумаге – вообще редко выставляются. Их нужно держать под специальным стеклом, чтобы бумага не выгорала на свету, не высыхала и не рассыпалась.
Можно сказать, что Шишкин возродил офортное дело в России. В 1871 году в Санкт-Петербурге он создал общество русских акваофортистов. Его членами стали художники-передвижники. Общество возглавил Шишкин, а когда оно распалось, он единственный продолжал активно развивать технику офорта. Весь процесс от создания рисунка до печати обычно делали художник и два мастера. Шишкин все делал сам, варьируя по ходу: процарапывал линии на влажном листе, вносил пятна. Импровизации гравировальной иглой приводили к тому, что у него не было двух одинаковых листов, и в этом уникальность его офортов.
Можно бесконечно долго ходить от листа к листу, созерцая и изучая изощренное шишкинское мастерство владения иглой. Какая по-
трясающая усидчивость! Тщательная, почти ювелирная работа, безошибочное владение тонкой линией – все восхищает. Светотени, тональные переходы от глубоких бархатисто-черных пятен до жемчужно-серых, серебристых тончайших штрихов в виде ажурной сети создают ощущение цвета, хотя использовалась только одна краска – черная. Правда, на некоторых рисунках присутствует еще коричневая сепия. Шишкина упрекали в скрупулезности, называли «бухгалтером листочков». Каждая травинка, упавший сухой лист, кустик, дерево выписаны деловито точно. Он, по словам Крамского, «знал пейзаж ученым образом». Но под влиянием того же Крамского Шишкин сумел преодолеть скрупулезность
и выйти на обобщенные
образы.
Споры об «ученых пейзажах» ушли в далекое прошлое. Сегодня картины Шишкина с его могучими лесами, исполинскими соснами, дубовыми рощами являются для нас символом мощи и величия России, красоты ее природы и неисчерпаемой силы.
На снимке: автопортрет
И. Шишкина из альбома «60 офортов профессора Шишкина».