Очередная премьера в Ярославском камерном театре в полной мере проявила уже сложившееся лицо этого молодого творческого коллектива. Режиссер Владимир Воронцов поставил здесь спектакль по маленьким пьесам современных французских драматургов «Любо?.. Дорого!».
Французская буржуазная комедия для российского «среднего класса», для обеспеченных ярославских господ, которые вынесут со спектакля самые наилучшие впечатления. Даже персонажи в постановке чем-то похожи на этого, спланированного зрителя... Такой театр уже обычен в столицах, к нам же он пришел с некоторым опозданием. И думаю, придется в городе очень кстати. На то есть масса причин.
Во-первых, театров в Ярославле, в сущности, вообще мало. Во-вторых, уже есть у нас этот зритель, приходящий после напряженного трудового дня получить свое скромное удовольствие. Не погрузиться в мировую скорбь, не набраться граждан-ских идей, не перечитать заново страницы русской и мировой классики, а именно – получить удовольствие.
Когда-то такие спектакли у нас отлично ставил Михаил Мамедов. Теперь их мог бы ставить Александр Кузин, и ставит иногда (взять хоть феерический «Остров сокровищ»), но ему явно интереснее разрешить великую мысль, произвести на свет уникальный, фестивальный товар. Владимир же Воронцов завязал в узелок великие амбиции и, отказавшись от концептуальности, обратился к чистому жанру. Собственно, оно, быть может, и к лучшему. Все мы знаем замечательную воронцовскую «Корсиканку» на волковской сцене. Она и до сих пор здесь идет. Воронцову не нужно было себя ломать. В природе его таланта было и есть это умение сделать звонкую, ядреную, проникнутую здоровым оптимизмом комедийную постановку.
Камерный театр малость поучает, но в основном развлекает. И делает это на редкость мастеровито. Спектакль движется от начала к финалу без сучка без задоринки. И три с половиной часа не кажутся здесь слишком долгими благодаря удачно найденному темпу, энергичной и умелой, я бы сказал, техничной игре актеров, которыми руководит опытная и сильная режиссерская рука. Хотя, мне кажется, постановка все-таки слегка перегружена. К финалу зритель слегка захлебывается во впечатлениях. Спасибо, конечно, театру за щедрость. Но мне чудится, что причина такой загрузки лишь в том, что хорошие актеры стосковались по зрителю и хотят играть, играть и играть.
Прима этой сцены – Татьяна Гладенко. Великолепный бриллиант в дорогой оправе. Роскошная, холеная дама (по роли). Точеное лицо, красивая обнаженная спина, эффектный туалет. Нажим, жирный курсив как актерская манера, способ подачи роли. И самое все-таки ценное: готовность к гротеску, к яркой и острой характерности. Маска падает, и открывается тайная суть: злой, эгоистичный, мелочный характер. Актриса безжалостно разрушает прекрасный обман, в облике ее героини появляется что-то хищное, уродливое, чуть ли не старушечье.
В спектакле сразу несколько простаков. В паре с Гладенко отлично играет Михаил Левченко. В этом актере внезапно проснулось сценическое обаяние. Он и мил, и смешон, и на редкость убедителен во всех деталях. Впечатлил и Владимир Гусев в роли мужа-недотепы, нежного и доброго чудака. Похожие герои у Гусева бывали и раньше. Тут он шлифует этот несложный образ до упора. Отметим также появление в спектакле Юрия Ваксмана и Петра Рабчевского.
Впервые вышла на сцену камерного театра Замира Колхиева. Эффектно прозвучала в спектакле первая реплика ее героини: «Я – новенькая!». Да уж. Мы любили ее на волковской сцене; будем, конечно, любить и тут – взбалмошную прелестницу, попрыгунью-стрекозу, вертихвостку и капризницу. Всегда трогательны у Колхиевой суета ее героинь, их страхи, их неврозы, их паники. Их беспомощность и беззащитность, их живучесть и пластичность. О многом напомнил дуэт Колхиевой и Гусева – и прежде всего об удачной волковской «Лгунье».
Труппе не хватает молодого героя. Появившийся в постановке Константин Силаков едва ли может претендовать на это место, хотя своим откровенным взглядом его персонаж и магнетизирует зрительниц из первого ряда.