Спектакли его мы полюбили давно и надолго, со времен Волковских фестивалей, когда довелось видеть решенный в истинно гоголевской манере гротеск «Игроков», мюзикл «Если любишь – найди» (изобретательный и светлый спектакль, где наша история, начиная с 20х годов, предстала в свете музыкальнопесенной мифологии), и народную драму «Лодка», пожалуй, впервые поставленную со знанием всех ее фольклорнохоровых вариантов и источников. Александр Плетнев – режиссер известный, востребованный, он много ставит в городах России и ближнего зарубежья – его спектакли полюбили зрители Твери и Владимира, Иванова и Тирасполя.
И вот «Трехгрошовая опера» Брехта и Вайля – лучший в мире мюзикл, вечный, на все времена хит снова в Волковском. В конце 70х пьесу Брехта ставил Владимир Воронцов, а Мэкхита играл Феликс Раздьяконов.
Мы побывали на репетиции спектакля и встретились с Александром Плетневым.
– Публика отмечает ваше неравнодушие к Ярославлю и Волковскому театру. Это с чемто связано в вашей биографии?
– Безусловно. Дело в том, что я – ученик Владимира Георгиевича Боголепова, еще по ГИТИСу. Я учился у него, многим обязан в своей жизни этому прекрасному человеку и художнику. Он когдато получил первое театральное образование в Ярославле. Именно Владимир Георгиевич пригласил наш театр к участию в Волковском фестивале, ему же – как главному режиссеру Волковского театра, принадлежала идея приглашения меня в качестве постановщика «Трехгрошовой оперы» Брехта и Вайля.
– Изменился ли сегодня взгляд на «Трехгрошовую оперу»? Не устарела ли пьеса?
– Если бы пьеса устарела, мы бы жили в ином мире и в другой стране.
– Совсем недавно Михаил Швыдкой в программе «Культурная революция» обсуждал с аудиторией проблемы нравственности. Вспомнили и лозунг Брехта из «Трехгрошовой»: «Сначала хлеб, а нравственность – потом!» Тут же укорили Брехта. Видите, вот, мол, и старик Брехт призывал прежде всего думать о хлебе насущном! До нравственности ли, если человек голоден? И люмпены – люди дна в пьесе и в спектакле – хором заклинают: «Хлеба!»
– И пускаются во все тяжкие! Джонатан Пичем (в премьерном спектакле его играет Евгений Мундум) организует корпорацию попрошаек «Друг нищего».
– Сегодня фирма имела бы солидную компьютерную базу данных – на сотрудников корпорации и их солидных клиентов...
– Вы правы, Брехт чрезвычайно ироничен. Лозунг о хлебе и нравственности двусмыслен. Вообще, Брехта нельзя читать однозначно, «лобовым», плакатным способом, как это часто делали. Одни ставят «Трехгрошовую оперу» как жесткую, обличительную сатиру. Других привлекают актуальные политические смыслы, когото влекут мотивы «клубнички». Меня же влечет театральная, игровая стихия «Трехгрошовой оперы», за которой скрывается острый трагизм. Игра – всегда катализатор и провокация событий, переживаемых нами не только в театре. МэккиНож (его играет Николай Шрайбер) – своеобразный АнтиГамлет в преддверии эпохи «третьего рейха» и других времен эпохи перемен. Он знает запах крови, его влечет инстинкт интриг и провокаций, он знает свою тропу войны. Везде двойственность. И чрезвычайно современна мысль о том, что самая респектабельная среда и самая низкопробная – родственны. Главарь воровской шайки, король нищих, банкир и фабрикант ничем не отличаются, везде Ее Величество Нажива во всех видах. Где нажива, там – преступления. И порождаются они ежечасно.
В зонгах – и это самое трудное для актеров – скрыт двойной смысл, есть горечь и человечность. Пьеса объемна, в спектакле мы пытаемся передать богатство образных тем и интонаций, а потому нужны и глубокий лиризм, и тонкая ирония, и сарказм, и единство скрытых трагических смыслов. Вместе с художниками из Петербурга Николаем Слободяником и Марией Лука мы попытались создать «театр в театре».
Режиссерский принцип Плетнева идет от Брехта и от кинематографа Эйзенштейна. В замысле – «монтаж аттракционов», кинематографически точных, подчиненных быстрой смене ритмов.
...Своеобразная призма установлена посредине сцены – она отражает и одновременно преобразовывает «картинки». Каждая из 9 картин обернется чертами знакомого живописного полотна. Диапазон – от импрессионистов до соцарта, тоталитарного искусства и бытописи Александра Лактионова. Вот в призме оживают знаменитые «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега с их волшебными экзерсисами. Мгновенье – и идиллия обращается в пародию. Танцкласс превращается в модный салон белошвеек, еще мгновенье – перед нами бордель. Зрителя будут ждать парадоксальные трансформации, переодевания, перевоплощения. Пародии на претенциозность и помпезность искусства. В спектакле сочетаются элементы драмы, кабаре, развлекательного шоу. Хореографпостановщик – Татьяна Борисова (Москва). Хореограф – Ирина Новикова. В спектакле занята молодежная часть труппы, в роли Полли Пичем – Александра ЧилинГири. Заслуженная артистка России Татьяна Малькова играет Селию Пичем, заслуженная артистка России Ирина Волкова – Дженни Малину.