директор театра драмы им. Ф. Г. Волкова Валерий Сергеев отметит юбилей – 30 лет своего служения первому русскому театру.
Начиналась творческая биография классически: шестнадцатилетний мальчик с Сахалина приехал завоевывать музыкальную Москву. Поступать хотел в Гнесинский, заготовив для экзамена песню «Последняя электричка». Но петь ее не пришлось – услышав голоса и репертуар абитуриентов, все понял. Оставшихся денег не хватило бы даже на обратный билет, да и возвращаться ни с чем домой не хотелось. Искал в Москве какую-нибудь заводскую театральную студию, но случайно узнал, что в Ярославском театральном училище набор еще не начинался, и поехал в совсем незнакомый город.
– Недавно увидел список ролей, которые здесь сыграл. Их больше 70. Те режиссеры, у которых я играл, – слава Волковского театра – Шишигин, Кузьмин, Дроздов. Иногда в сезон у меня было по три главные роли. Об этом мечтает любой актер.
– Как случилось, что после окончания училища вы остались работать в Волковском театре?
– Я тогда и не мечтал, что попаду в Волковский. Фирс вызвал меня к себе после получения диплома. Первое, что он спросил: «Куда ты едешь?» Я ответил, что в Горький, распределение уже получил. Он сказал: «Поверь мне, Волковский лучше. Если я разговариваю не с мальчиком, но мужем, то садись и пиши заявление. Нам нужен сейчас такой артист».
– Какими были первые роли?
– Я сразу получил замечательные роли в спектаклях «Валентин и Валентина», «Тревожный месяц вересень», у Шишигина в «Ожидании» и «В этом милом старом доме». 14 лет с удовольствием играл Ивана-дурака в «Коньке-Горбунке». Этот спектакль был особенным, его играли и по вечерам, для взрослых.
– Какой период творче-ской жизни в театре был для вас самым значимым?
– Это время, когда главным режиссером был Кузьмин. Он поставил «Материнское поле» и «Соловьиную ночь». На «Соловьиной ночи» рыдал весь зал, мы тогда получили премию Ленинского комсомола, ездили на гастроли в Венгрию и Польшу.
– Как играли в то время комсомольцев и всяких передовиков – с фигой в кармане или с полной верой?
– Те пьесы, которые здесь ставили, были и в то время о человеке, о его душе. Спектакли Рощина, Розова было приятно играть. А вера, конечно, была. Мы верили, что живем в обществе, где человек человеку – друг, товарищ и брат. Мне было не стыдно играть в этих спектаклях. Мы работали легко, заводно. Сейчас этого нет, с годами приходит мудрость, но уходит кураж. Вот там и было лучшее, там, где был кураж.
– Стены Волковского помнят немало конфликтов. Можно ли, вступая в спор, ссорясь с коллегами и режиссером в творческом процессе, сохранить добрые отношения в жизни?
– Я никогда не забуду, как ссорились на репетициях Солопов и Шишигин. В Левку Бутенина, который говорил Фирсу все, что думал, летели пепельницы. Попади – убил бы. Но талантливых людей уважали и любили, несмотря на их трудный характер.
– А отношение к профессии с возрастом меняется?
– Нашу профессию считают заразной. Человек, раз попавший в атмосферу театра, остается там навсегда. Даже если что-то не получается, будет тянуть, еще раз пробовать – вдруг получится. А дети наши? Они вокруг да около покрутились – и все пришли в театр. Мы самозабвенно учились. Вместе с нашим педагогом Давыдовым буквально жили в училище, делали по 30 эпизодов до часу ночи.
– Сейчас эта одержимость есть у современных студентов?
– Что-то утрачено. Старые актеры готовы были работать сутками, не замечая усталости. Теперь стали рациональнее. Раньше и конкурс был 200 человек на место, а в Москве – до 500. Сейчас – 10 человек, это не конкурс.
– Совмещать директорскую должность с актерской профессией сложно? Не возникает мысль отказаться от сцены?
– Нет. Я сначала артист. Я так и поставил вопрос, когда мне предложили везти воз директорства. Для меня это было неожиданно, я наотрез отказывался, но ситуация, которая тогда сложилась в театре, вынудила меня лечь на эту амбразуру. Не думал, что столько лет на ней про-веду.
– Ну, амбразура сузилась за эти годы?
– Сузилась. Но статус театра не позволяет расслабиться. Театр съездил во многие европейские страны, показав 8 лучших спектаклей. Ремонт какой сделали, организовали фестиваль... Сейчас пришел к выводу, что руководить театром должен только тот, кто им воспитан, – актер или режиссер.
– Прожив столько жизней на сцене и 30 лет в театре, какие человеческие качества вы отметили бы как очень важные?
– Порядочность, искренность и готовность понять другого человека.
Фото