Эти объехавшие полмира ловкачки – веселая Лея, любвеобильная Вера, трудяга Маша, не говоря уж о звезде номер один в этой компании – Марте, чего только не вы-творяют в манеже и над ним. Ходят по проволоке, балансируют на таком ненадежном основании, как доска, положенная поперек на катушку, крутят задними лапами огромную «сигару», встав в полный рост, совсем по-человечески целуются с дрессировщиком – и без всякого намордника. А трюк Марты – стойка на верхушке семиметрового шеста – даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
Все эти чудеса репортеры «Северного края» намедни видели, став единственными зрителями репетиции номера Новичковых. Глава этой цирковой семьи когда-то пришел на манеж («Захотелось испытать характер», – вспоминает он) из заводского цеха, но дети его, теперь уже взрослые Настя и Георгий, можно сказать, родились и выросли «в опилках» и выступают вместе с отцом.
Наблюдали мы, как в вольере Новичковы-младшие кормили своих любимиц рыбным супом и кашей. За обе щеки уписывали артистки и ржаной хлебушек. Самое удивительное, что мохнатые хищницы Новичковых – вегетерианки. «А как насчет любимого блюда медведей – меда?» – поинтересовались мы у дрессировщиков. Оказывается, он тоже имеется в рационе. Но лакомство есть лакомство, и получают его медведицы далеко не каждый день и в награду «за особые заслуги». Зато уж сразу по целому ковшу.
За кулисами всегда много такого, чего никогда не увидишь во время представления. Серьезный, ничем с виду не примечательный господин у расписания репетиций оказался известным коверным Владимиром Егоровым, руководителем клоунского, сплошь дамского, ансамбля «Семейка» в составе его супруги Светланы, дочерей Елены и Дарьи. В дальнем углу дрессировщик, заслуженный артист России Александр Ван-Ю-Ли о чем-то долго беседовал с остроносым задумчивым лупандером, обезьяной из рода павианов. Персона эта, как выяснилось, весьма ленивая, к тому же упрямая. «Переупрямим!» – не вдаваясь в подробности, добродушно пояснил происходящее артист.
Воздушные гимнасты Сарычевы, как ни в чем не бывало, играли на манеже в футбол. Тут уж нетрудно было догадаться и без комментариев, к чему такие вольности. В воздухе, где счет идет на мгновения, требуется безукоризненное чувство партнера, и оттачивать его лучше всего в играх с мячом. Промашки под куполом цирка чреваты, и особенно в нынешнем варианте «Вертикального полета» под руководством Николая Сарычева: его команда, одна из немногих в этом жанре, отказалась от страховочной сетки.
Под присмотром сразу двух Тамерланов – основателя всемирно знаменитого аттракциона джигитов Нугзарова-старшего, до сих пор исполненного молодого задора, и его, в папу такого же заводного, тезки-сына рабочие доводили до ума… лифт для лошадей, поднимающий их «в горы» – на четырехметровую высоту над манежем.
Нугзаровы начинают репетицию. В деле все их два десятка красавцев, только что вернувшихся с гастролей по Европе, терских арабов, ахалтекинцев, русских верховых. Закрутился под гортанные крики наездников и топот копыт бешеный вихрь погони. Запахло жженой паклей от факелов. Как сухой порох, вспыхнула схватка на саблях и боевых кинжалах. И выехала в круг на своем белом скакуне виновница ссоры прекрасная горянка, бросила наземь платок…...
По древнему кавказскому обычаю только это и может заставить разгоряченных рубак убрать оружие в ножны. Празд-ником примирения – голово-кружительной джигитовкой, обрывами и висами, когда наездник, словно подстреленный, падает с коня, коронными прыжками лошади через кольцо с кинжалами цирк «Тамерлан», как терпеливый учитель упрямцу-ученику, снова и снова дает людской злобе уроки добра и согласия.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.