Работая над Патетической симфонией, Чайковский писал А. Глазунову: «Переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование...» Это душевное состояние выразилось с огромной художественной силой в Патетической симфонии – последнем его произведении. Сам композитор говорил, что эта музыка проникнута настроениями реквиема – заупокойной мессы. Через девять дней после первого исполнения симфонии Чайковского не стало...
И сегодня продолжает волновать слушателей трагическое содержание этого произведения.
– Тревожно-беспокойное настроение не покидало меня до самой встречи с этим гениальным творением, – говорит музыковед Ирина Куницина. – Я знала, что в этот день великий Чайковский будет обращаться к моей душе, к моим мыслям и чувствам, к моей совести. Музыка его симфонии всегда задает мне множество вопросов: как жила и живу, что на душе и в сердце, к чему стремлюсь, что впереди? Она напоминает мне о молодости с ее мятущимися духовными исканиями, о первой влюбленности и настоящей, прекрасной любви, об ушедших родных и друзьях, о завершающем вечном, светлом покое, если достойно проживешь жизнь. Много раз я слышала Шестую симфонию «живьем» в исполнении и оркестров мирового уровня, и никому не известных коллективов. Я убедилась: эту музыку невозможно играть плохо. Сила ее воздействия на исполнителей не менее острая, чем на слушателей.
Существует множество трактовок Шестой симфонии. В исполнении оркестра под управлением Мурада Аннамамедова ее толкование показалось мне не-обычным. У Чайковского уже в первой части начинается прощание с жизнью, а все произведение пронизано лирикой, но такой, которая идет не от реального, а от потустороннего мира. Здесь же я услышала сильную, насыщенную соками земли лирику. Причем на всем протяжении симфонии лирика сопротивлялась драме, пыталась уравновесить ее. Третья часть симфонии, скерцо, – сама энергия, страсть, динамичный напор. То ли это шествие вечной Жизни, то ли победная песнь Смерти. Для самого Чайковского это было злое скерцо, картина разбушевавшейся смертельной стихии, сметающей все на своем пути. Скерцо в трактовке М. Аннамамедова – мощное сопротивление Смерти. Его концовка была настолько победительной, что публика зааплодировала. Возникла пауза, хотя ее не должно быть, ибо сразу после последних звуков скерцо печальной волной взмывают скрипки. И хотя четвертая, завершающая часть симфонии прозвучала замечательно, перенесенный на нее запал третьей части ощущался.
И все же, какой бы ни была трактовка Патетической симфонии П. Чайковского, ее исполнение – всегда событие. Таковым оно стало и на сей раз.
Подготовила