пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 23 мая 2006

Гении и злодейства нашего телевидения

нет фото

Вторую неделю телевидение сталкивает любителей ширпотреба с убежденными эстетами. Вторую неделю встык, в вечернем и повторном, дневном эфире идут финальные титры «Охоты на гения» и начальные кадры «Доктора Живаго». Канал НТВ продолжает «сериальную» экспансию, собирая под своим брэндом популярных и просто хороших актеров, доказывая право на жизнь всеядностью и принципиальной разномасштабностью кинопоказа. Словно иронизирует: вы хотите гениальных авторов, гениальных произведений? «Их есть у нас».

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения

 

Так получилось – как всегда на телевидении, совершенно случайно, – что параллельно с двумя сериалами на НТВ пошел еще и сериал «Александровский сад» по Первому каналу. Откровенно вторичный в своих ретрокартинках Москвы, вялотекущий детектив, право, смотрится куда скучнее, чем другое ретро – «Следствие вели...», этакое ностальгическое повествование бывшего майора Томина – А. Каневского о реальных скандальных расследованиях прошлых десятилетий (все на том же НТВ).

По определению не смог соперничать с пастернаков­ской экранизацией и нераздражающий дамский сериал – экранизация достаточно интеллигентного любовно­иронического повествования Е. Вильмонт «Три полуграции» на канале «Россия». Впрочем, у последнего теперь есть другой соперник – «Клуб бывших жен» на ТНТ, где зареванные и забитые жертвы семейных измен обихаживаются, с помощью недешевых спонсоров, телеведущими с подобной судьбой. Отличие, не в пользу этого реалити­шоу, заключается в том, что уж больно невелика мера органичности заново приодетых и причесанных «брошенок» из народа, которые пытаются уподобиться разбитным и опытным своим наставницам по части дефиле, верчения в руках бокалов с коктейлями и прищуривания глазок при встрече с якобы ошарашенными прежними обидчиками. А уж по части раздуваемого непомерно раздражения и скандальности тона, конечно, интеллигентные персонажи Вильмонт далеко отстают от своих жизнеподобных товарок.

Следовательно, злодейст­ва, то и дело возникающие на бытовом уровне в телевизионных версиях, как художественно оформленных, так и якобы позаимствованных непосред­ственно из жизни, прежде всего ограничиваются традицией выцарапывания глаз соперницам и насыпания в суп слабительного.

Полагаю, что с новыми сериалами на НТВ предполагалась особая интрига: соперничество внутриканальное, основанное на убеждении в том, что другие каналы с этим телегигантом просто не способны соревноваться. Так родилось сочетание безвестного «гения» из микробиологической сферы («Охота на гения») с попыткой воссоздания текста гения по­этического («Доктор Живаго»). То есть уже не уровень супа, а уровень духовных исканий.

Любопытна версия, в которой предстают современные журналисты и современные ученые в этой самой «Охоте на гения». И те и другие талантливы и продажны. Причем талант­ливость предполагается в их закадровой жизни (один якобы замечательно делает на телевидении оперативные репортажи, а другой якобы создал умопомрачительный препарат от тяжких болезней), а вот продажность демонстрируется крупным планом и подробно. Чего стоит только телефонный разговор пожилого гения от медицины, сыгранного весьма положительным на вид А. Кулагиным, с его заказчиком­олигархом, тоже положительным и вежливым А. Соколовым: медик – из плена, от каких­то невнятно­восточных людей, олигарх – из своего, столь же невнятно­стерильного, якобы богатого (стандартные диван – столик – ноутбук) интерьера. Этот телесериал отличается от множества прочих лишь тем, что предъявил версию, уже известную в ее реальном воплощении: журналисты добывают информацию на основе связей с, мягко говоря, криминальной, а подчас и террористической средой. Здесь замечательный репортер лихо дерется, применяет какие­то специальные приемчики, подтверждая факт своей предшествующей службы в спецназе.

Вот и получается: чтобы стать гениальным журналистом, нужно пройти через боевые злодейства, а чтобы работать в качестве гениального ученого, нужно иметь заказ от злодейски сориентированного заказчика. Знаменитая пушкинская формула обретает едва ли не банальное, но, к сожалению, не слишком далекое от наших современных реалий звучание.

Что же до гения литературного, чье творение получило телевизионное воплощение, здесь дело обстоит, как мне кажется, достаточно мирно. Уверена: в кои веки к экранизации «Доктора Живаго» у публики и критики не будет серьезных претензий. И не потому, что так уж хороши съемки и актеры. Начинает надоедать все еще юная, действительно эмоционально весьма подвижная, но эксплуатируемая в своей инфантильной и слегка инфернальной женственности Ч. Хаматова. Таинственно искоса поглядывающая Лара достаточно далеко от, простите за штамп, туго сжатой пружины, какую напоминала пастернаковская героиня. Узнаваемо­субтильный О. Меньшиков равен самому себе, впрочем, равен и романному персонажу в той мере, в какой имелся в виду нормальный, ничем особым не выдающийся интеллигент, который попал в безумные жизненные обстоятельства. Можно только порадоваться, что телесериалы пробудили к активной работе А. Петренко, который настолько узнаваем своим голосом, своим темпераментом и своей манерой поведения, что здесь ему прилепили брови какого­то лешего, ничего этим не добавив к представлению о цинике­энтузиасте, типичном российском док­торе.

Претензий к фильму режиссера Прошкина будет, повторяю, меньше, чем их было к китчевой версии «Мастера и Маргариты» или к вялому и несмешному «Золотому телен­ку», по одной, достаточно парадоксальной причине. Роман Пастернака – вовсе не культовый, как бы об этом в рекламе ни кричали. Да, о нем слышали многие, если не все из тех, кто смотрит сериал. Но сам роман, то есть его текст во всех деталях, как это было с текстами Булгакова или Ильфа и Петрова, на самом деле знает мало кто. Ибо, когда стало модно и в то же время можно читать этот роман (а на папиросной бумаге, до официальной публикации, его читали немногие), публика испытала массовое разочарование. Кто­то удивился сходству ситуаций и оценок Пастернака и Толстого в «Хождении по мукам», кто­то заскучал, читая долгие страницы о захудалом провинциальном городке.

А главное – все удивились: и вот это было прецедентом? Вот за это писателя преследовали? Роман пришел к публике тогда, когда она уже читала, правда в самиздатском виде, многие запрещенные книги, на фоне которых интеллигентное, негромкое, сюжетно неэффект­ное повествование лирика Пастернака казалось если не вторичным, то по крайней мере привычным.

Вот теперь, глядя сериал, эта самая, начитанная публика (неофиты не в счет, они все скушают либо, напротив, не переварят), не испытав потрясения прежде, не зная наизусть километры фраз, не помня визуальных признаков людей и мест, готова спокойно принять тот образ, который ей предъявляют авторы сериала. По сути дела, факт гениальности романа Пастернака многими был принят на веру, а фильм теперь смотрится как совершенно новый, незнакомый, не имеющий фона для сравнения и тем более опровержения.

И, пожалуй, главное: злодейства, совершаемые в сериале о современности, оказываются ничуть не менее кровавыми и бесчеловечными, чем те, которыми наполнена лента о «страшных годах России». Начало века прошлого и века нынешнего имеет лишь одно отличие. Тогда злодейство казалось несовместимым с гениальностью, а гении пытались злодейству противостоять, хотя бы в душе. Сейчас злодей­ство воспринимается как обыденность, на почве которой гениальность только и может существовать.

Читайте также
  • 20.11.2012 Не дождётесь!Верить или не верить поступающим из внешнего мира сведениям – личное дело каждого. Можно перепроверять прогноз погоды, глядя на термометр за собственным
  • 15.11.2012 «Из подростков созидаются поколения» День рождения Фёдора Михайловича Достоевского отмечает Ярославский центр семейного чтения его имени – в восемнадцатый раз, программой во Дворце культуры
  • 27.10.2012 Дайте дописать роман до последнего листочка! Коллеги и друзья поздравили известную ярославскую журналистку Елену Батуеву с выходом в свет её первого романа «Журналистка». На презентации
  • 02.10.2012 Не до шуток Хотите новость: жизнь на Марсе пока не нашли, а вот программа «Прожекторперисхилтон» на Первом уже закрыта. В чём, спросите, связь? Да её не
  • 04.07.2012 Школа юнкоров: мы - за гласность!С приходом к власти Горбачёва эпоха так называемого «застоя» в середине 80-х годов прошлого столетия сменяется периодом «перестройки и гласности».
  • 11.01.2006 Сеансы белой и черной магииГод настает теперь обморочными каникулами, из которых сограждане медленно выходят, слегка пошатываясь. Раскормленные салатом оливье и прочей домашней стряпней,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Быть может, я неправильный поэт Лидия БЕЛЬЧИК – студентка естественно-географического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Посещает
  • Ярославль удивит Москву Москва всегда удивляла и продолжает удивлять мир своими древностями. Удивить ее саму по этой части не
  • На стыке искусств В Угличском Доме дружбы открылась пленэрная выставка работ студентов Всероссийского государственного