Состоялась необычная премьера на малой сцене Ярославского ТЮЗа. Спектакль «Никто не поверит» театра-студии «Лада» детско-юношеского центра «ЛАД» этой весной завоевал Гран-при городского фестиваля ученических коллективов «Играем в театр». После чего жюри конкурса предложило ТЮЗу, на сцене которого проводился фестиваль, позволить победителям сыграть и на профессиональной площадке. И стало явью то, о чем маленькие артисты даже не мечтали, ведь у театра пока даже своей сцены нет. А тут – сразу профессиональная. В ноябре спектакль появится в репертуарной афише ТЮЗа и будет идти до мая.
Теперь «играть в театр» дети будут по-настоящему: заявлено два состава актеров, с ребятами работают гримеры, костюмеры, осветители, звукорежиссеры, даже программка для зрителей напечатана. Будут отчисляться кассовые сборы театру на покрытие расходов, а также в Российское авторское общество, ведь у постановки есть авторы.
Скажем, драматург Георгий Полонский не просто известен, а очень известен. Достаточно назвать только пару фильмов по его сценариям: «Доживем до понедельника», например, или «Ключ без права передачи».
Специально к постановке было написано несколько песен. Их автор – наша землячка, студентка Ярославского художественного училища Арина Максимова, аранжировку делал москвич Андрей Комаров.
История о лисенке Людвиге (в его роли Егор Козаченко), которому (вот ужас-то для лисьего семейства!) надоело врать и который подружился с цыпленком Туттой, знакома почти всем по сказке Яна Экхольма или по фильму «Рыжий, честный, влюбленный». Но версия режиссера и руководителя театрального коллектива Ирины Корниенко преподносит зрителям немало сюрпризов.
Некоторые персонажи стали более знаковыми. Сова Илона (Дарья Смирнова) – сама осторожность. Никому не врет, но и правды не скажет. Зачем? Только врагов себе наживать. Своя философия и у ежика Нильса (Максим Ковчур) – жуткого ворчуна, разносящего по всему лесу сплетни, в коих ложь разрастается до фантастических размеров. Среди такого зверья не то что лисенку – порядочной курице, и той трудно быть честной.
Ну а некоторые из режиссерских новаций и вовсе рассчитаны на взрослых или старшеклассников – знатоков классики. Малышня, та с явным недоумением смотрела на «странных взрослых», которые вдруг, в самом неподходящем месте начинали смеяться, например, услышав из уст мальчишки признание:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Да, наверняка Пушкин не думал не гадал, что он до такой степени «наше всё», что его стихами начнут изъясняться в любви к цыплятам.
Детвора же все сценические страсти воспринимала всерьез, всерьез играли и юные артисты. Ведь любая игра только для нас, взрослых, пустая забава и мишура. А для ребенка все взаправду. В песенке, звучащей в прологе спектакля, так прямо и заявлено – «Играем, чтоб до правды доиграться».
Пусть не у всех ребят получалось быть артистичными в каждой мизансцене, и с волнением некоторые пока еще не справляются так, как профессионалы, – все огрехи искупаются этими тоненькими звенящими голосами и блеском детских глаз. Ну а их попытки передать пластику животных – за ухом почесать, обнюхать при встрече друг друга – вызывали восторг публики. Одна малышка даже шепотом спросила у мамы: «Это, что ли, зоопарк?»
Кстати, ТЮЗ не закрывает двери и перед другими талантливыми ребятами. Как сказала в день премьеры директор театра Наталья Прокина, у всех будущих победителей фестиваля «Играем в театр» есть шанс выйти на профессиональную сцену. Похоже, этот фестиваль может стать таким же значимым среди детских самодеятельных коллективов, как, например, Волковский среди профессионалов.