ЯБЛОЧКО ОТ ВИШЕНКИ...
Причудливая вещь – наследственность. С одной стороны, народная мудрость намекает на нечто нелицеприятное про детей гениев, а с другой, констатирует – яблочко от яблони, дескать, недалеко падает.
Стоит оказаться на тройной выставке художников Федора и Антона Вдовиных и Светланы Годустовой, открывшейся в выставочных залах Союза художников, как сразу становится ясно – кто кому Вася. И даже не в плане физического родства (отец с детьми представляет «Семейный вернисаж»), а в вопросе преемственности профессии (учитель и двое его учеников).
Федору Вдовину можно позавидовать дважды – и как отцу, и как педагогу. Так отразиться в собственных детях! Работы отпрысков как под копирку повторяют почерк отца и учителя. И это при том, что подобные творческосемейные альянсы – не редкость в художественной среде. Однако, к примеру, на выставке Тепловых нет нужды пристально вглядываться в подпись под полотном – и так ясно, где Валерий Теплов писал, где его сын Максим. Натюрморты же Светланы Годустовой и Федора Вдовина абсолютно идентичны и по стилистике, и по манере письма. Правда, надо отдать должное, Светлана сделала некий творческий вираж в сторону от семейного стиля, создав самостоятельную серию фантазийных портретов, но это воспринимается не более чем дочернеученический взбрык: дескать, мы и сами с усами.
Подавляющее же большинство фотографически прописанных богатых натюрмортов (серебряные кубки, сочащиеся соком гранаты, нарочито экзотичные раковины) лучше всяких слов повествуют о том, что является краеугольной платформой семейного творчества. Место подобных картин – в каминных залах, в загородных имениях: слева – ружье ручной работы, справа – голова кабана (завален в честном поединке), по центру – натюрморт от ВдовинаГодустовой. Все богато, красиво. Гламур чистой воды.
КАЖДОЙ ТВАРИ ПО ПАРЕ...
Ну а если новорусский гламур для вас неприемлем как в социальном разрезе, так и в сфере художественных ценностей, то есть смысл заглянуть в соседние залы, на областную выставку «Готовимся к 1000летию Ярославля». Сто авторов представили около 250 работ – тут и живопись, и скульптура, и графика, и иконопись... Словом, каждого вида изобразительного искусства (и жанра) – по экземпляру, и не по одному. Символический срез достаточно богатой и разнообразной художественной жизни области. Почитатели и ценители, полагаю, найдутся у каждого из авторов.
Наряды из коллекции «Шелковый путь – оранжевое настроение» (роспись по шелку) дизайнера Натальи Молодцовой особенно актуальны накануне лета. Очень милы и всесезонны авторские чайники (шамот, глазурь) Елены Евдокимовой. Даже помпезные натюрморты Алексея Жукова – рама в золоте, богатая табличка с именем художника свидетельствует о том, что автор основательно готовится к собственному тысячелетию, не иначе – вписались в общий художественный ряд. Русская душа наверняка развернется баянными мехами у витрины со стопочками в виде разных зверушек. Автор Александр Жестков здорово придумал: пока не выпьешь, фигурку не поставишь. Пастель от Леонида Малафеевского, как обычно, вне конкуренции. Свежую ноту определенно внес Сергей Старковский: написанные им цветными карандашами маски в достаточно условной манере выигрышно смотрятся на фоне примелькавшихся среднерусских пейзажей (таких полотен на выставке – добрая треть). Не останется незамеченным и батик от Людмилы Романовой и Дарьи РомановойШеломковой: опятьтаки семейный подряд, авторство не определишь – и цветовая гамма, и стилистика, и почерк абсолютно одинаковы. Ну да рядовому зрителю не все ли равно, кто писал, пусть худсовет разбирается.