Можно ли стать богатым человеком, получая зарплату в несколько тысяч рублей? Можно, если ты работаешь главным хранителем музея. Ярославский музей-заповедник – один из богатейших среди провинциальных российских музеев, значит, и его главный хранитель, Марина Фесенко, – одна из самых состоятельных дам области. Никакие бизнесмены и даже мини-олигархи губернского масштаба с ней не сравнятся. Только богатство у нее особенное – получено в наследство от всех предшествующих поколений ярославцев. Его надо аккуратно сохранить и передать потомкам. Без потерь.
От груза такой ответственности можно утратить покой и сон, но за тридцать лет службы в музее она постигла многие тайны ремесла хранителя, научилась «договариваться» со всеми своими тревогами. И все-таки иногда сны о музейных потопах или пожарах случаются.
Теперь уже сном кажется и то время, когда она впервые перешагнула порог этого старинного здания. Молоденькую, испуганную девушку в ярком зеленом с небольшими букетиками цветов платьице представляют всем сотрудникам. Страшновато – надо столько всего знать, чтобы здесь работать. Тогда и не задумывалась, а теперь уверена – ее приход в хранилище был давно предопределен.
– Мое знакомство с музеями началось очень рано, еще до школы. Я очень благодарна своим родителям, которые показали мне Кремль, ГИМ, музей Чехова в Ялте... Ощущение праздника, чего-то очень интересного, увлекательного от этих посещений осталось на всю жизнь, хотя из экспонатов запомнились только кареты в ГИМе и красочный путеводитель с яркими картинками.
Поездить за папой-военным пришлось много: Германия, Киргизия, Туркмения. Учиться было трудно, но гуманитарные предметы давались легко. Мама – литератор, а любимая учительница, преподававшая историю, – из потомственных петербургских интеллигентов. Ее рассказы были так увлекательны, она так хвалила способную ученицу, что у той и сомнений не было в выборе дела жизни. Конечно, история. В этой встрече с талантливым преподавателем Марина Леонидовна тоже усматривает знак судьбы. А дальше – все просто.
– Поступила в университет на факультет истории и права. За что бралась, все делала с удовольствием – и получалось. Была на практике в школе – хвалили. Поехала в музейную экспедицию – все так ново, интересно, значимо. Работали с такой отдачей, что нас с подругой позвали работать в музей.
Музей – сродни театру. Здесь экспозиция подобна сцене и выставлена на обозрение зрителей, но большая часть богатств посетителям невидима и неведома. Это закулисье. Оно живет по своим законам, здесь свои сложности и проблемы. Именно в это самое закулисье и попала наша героиня. Со стороны может показаться, что ничего сложного в этой работе нет: расставила все по местам и отдыхай. Большое заблуждение. Настоящий профессионал этому ремеслу учится всю жизнь. Молодого специалиста Фесенко определили в фонд фарфора. Сухая строчка в книге учета – 3000 единиц хранения, но для нее все они как живые. У каждого экспоната своя судьба, свои проблемы. Не только глаза, но и руки ее знают сегодня каждый выступ и углубление на старинных фарфоровых вещицах – русских и иностранных. Тогда ей пришлось перелопатить немало литературы, изучая технику изготовления изразцов, гончарных и металлических изделий. Здесь нелишне будет сказать, что случайного человека музей отторгает сразу, ну а от тех, кого принимает, требует настоящей преданности. Вскоре университетского образования Фесенко показалось недостаточно, она заканчивает Петербургскую академию художеств и в 1989 году становится главным хранителем музея-заповедника. А спустя несколько лет оказывается в компании тех, кто создает кафедру музеологии в ЯрГУ. Пять лет работала без выходных и отпусков. Только работой это и назвать было нельзя – скорее, верное и преданное служение истории.
– Я очень благодарна людям, с которыми мне довелось работать, – говорит Марина Леонидовна. И добавляет: «Правильно говорят – «Учишься не тогда, когда учишься, а тогда, когда учишь». Помню, пришла к студентам и сразу сказала: «Вы хотите научиться работать в музее, а я работаю в музее. Мы с вами коллеги. Вы – в начале пути, а я могу поделиться тем, что умею». Время показало, что этот посыл был правильный. Многие мои ученики пришли работать в музей и теперь многое мне подсказывают. А вообще для музейного работника главные качества – порядочность и профессионализм. Если они есть – все остальное придет.
Музей, как и театр, живет одной общей семьей. Не всегда дружной – чего греха таить – иногда с обидами и ссорами. Но семьей. Здесь словно «прирастают» душой и к этим древним стенам, и к бесценным предметам, которые они бережно и бдительно охраняют, и друг к другу.
– Наша работа – эксклюзивная. Здесь такой простор для творчества! Лишь бы было желание, талант – и можно столько всего придумать. Молодым музей может дать столько возможностей, – замечает наша собеседница.
Когда подходит 50, мало кто верит, что теперь это случилось и с ним. Удивляется этой дате и Марина Леонидовна. Но за ее плечами столько дел, что хватит не на одну такую дату. За годы ее работы весь огромный фонд музея описан, говоря музейным языком, – «поставлен на вторичный учет». Позади интереснейшие выставки в Америке, Германии, Японии, Корее, Бельгии, все с ее непосредственным участием. Смотришь на Марину Леонидовну и думаешь: все-таки хорошо вовремя услышать зов судьбы, как много можно тогда успеть. Впрочем, ее родители могли бы сразу догадаться о предназначении дочери – ведь родилась она в Международный день музеев!