Выставка необычна в первую очередь тем, что она призвана возродить идеи передвижничества в России. И после Ярославля она отправится в долгое путешествие по городам и весям страны, а финиширует в Москве. Пастель - уникальная изобразительная техника. Она интимна, с ее помощью практически невозможно выразить жесткие идеологические конкструкции. Хотя я, к примеру, устоять перед пастелью просто не в силах. Вот работы Леонида Малафеевского - карамельные, радужные, точно смотришь на мир сквозь облизанного до прозрачной хрупкости леденцового петушка. Вот натюрморты Ирины Дербеневой в настойчивой синей гамме - то ли отражение небес в хрустальных изломах кувшина, то ли украденная на память дерзкая морская волна воплотилась в жестких, накрахмаленных складках скатерти. А вот Иван Карамян. Чудный! Смотришь на его парижские зарисовки - импрессионизм чистой воды! А в голове заевшей пластинкой звучит старый мотив Александра Дольского: "Я во власти гогеновых грез, меня манит Моне..." Манит, но не Моне, а Карамян. А если не полениться и, оставив знакомство с остальными художниками в первом зале "на потом", быстро-быстро взбежать по лесенке в зал второй, то там Карамян совсем иной. Картина называется "Новый попугай". С полотна на вас задорно поглядывают... три глаза - два принадлежат счастливой владелице, один - попугаю (только не подумайте, что попугай - "Кутузов" птичьих баталий: роскошный хохолок скрывает вторую вишню зрачка). И все это разляписто-перьевое великолепие - где крыло, где хвост, сам попугай не разберет! - жадно, до вспотевших ладошек, прижимают к себе две пухлые растопыренные детские пятерни. "Мое! До самого последнего перышка мое!" - ликует девчушка. А я вам что говорю? Чудо как хороши работы! Впрочем, если вы поклонник пейзажной классики - "вот моя деревня, вот мой дом родной..." - вам наверняка понравится Виктор Брагинский. Прохладой тянет с озерца, запотели оконца избушки, дальняя рощица темнеет у горизонта. Без изысков - хотя, с другой стороны, какие изыски могут быть в пасторальном деревенском пейзаже? - но очень уютно, по-домашнему мило. Весьма оригинален Олег Ляпкусов. Его работы можно объединить одним названием - "художник и модель". Оба они - и художник, и его модель - стилизованно-мультяшные. Фигуры нарочито непрописаны, дополнительные детали - кот ли, букет ли хризантем - возможно различить, лишь специально задавшись этим поиском. Но в общем и целом - очень забавно, как стоп-кадр мультипликационной ленты. Вы убедились, что объять необъятное возможно? Неправ был Козьма Прутков. Хотя, возможно, он был просто незнаком с техникой пастели. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.