Очень простой и здоровый спектакль. Зрителям нравится. И то правда, что Таюшев - большой мастер массовых сцен, нарядной, эффектной игры с толпой. Еще в давнишнюю бытность свою главрежем нашего ТЮЗа он радовал этим искусством. И вот тряхнул стариной.
Но Таюшев не был бы Таюшевым, если бы не заложил в постановку и какую-нибудь подрывную идею. Комедия как самоцель ему не интересна, хотя бы даже с музыкой. Ему нужно мысль развернуть - во всю ширину сцены. Поэтому восемнадцатому веку суждено рифмоваться с двадцать первым. Что у нас сегодня в меню? Есть девица на выданье Софья, "русская душою", а может - и воплощение оной души. Ведь у нас женщина в искусстве - это всегда намек на родину: и мать, и сестра, и жена...
Вокруг Софьи целый рой холостых мужчин. Олигарх-мясоторговец Тарас Скотинин, олигархический отпрыск Митрофан Простаков, галантный иностранец Вральман, заслуженный отставник Цифиркин, храбрый офицер (и будет генералом) Милон, кандидат в священнослужители Кутейкин... Глаза разбегаются. Правда, у Сони глаза на месте, она с самого начала предпочитает всем штатским штафиркам - военного. "А я люблю военных, красивых, здоровенных..." Мундир пьянит и близость смерти. Сонечка - умница-разумница, да и Милон не дурак. Говорить умеют красно, непростые слова знают, а главное - верят в них, в эти умные слова. Новые русские - но не в бандитском прикиде, а как раз наоборот: европейцы, на хорошие деньги воспитанные в Кембридже или в Эколь нормаль. Без всяких "совецких" зажимов.
Однако в спектакле эти новые люди как-то не очень уверены в себе. У них маловато лидерских амбиций. То ли дело Скотинин и Простаковы. Эти - наши. Родные. Исконные. Начальство. Они живут непринужденно, знают свою силу. Ведь за ними - вся огромная страна, и им ваши гребаные Европы - не указ. Сегодня милуют, завтра казнят, но такими их и любят их рабы.
Наш недоросль - Митрофаша - в этом мире как рыба в воде. Или козел в огороде. Юный красавец Сергей Виноградов в роли Митрофана Простакова пышет здоровьем, иногда хорош, когда капризничает, но в его игре пока маловато ярких красок. Он слишком "не по чину" положительный, ему бы больше шалопутства. Приедет, правда, откуда-то издалека богатенький Стародум, и они перед ним прогнутся. Но если выгода очевидна, так и вовсе не грех у нас прогнуться перед старым маразматиком, этаким американским дядюшкой.
Единственная управа на провинциальных самодуров, на зажиревшую коррумпированную сволочь - агент ("чекист") из Санкт-Петербурга. Правдин. Человек очень строгих взглядов. Правдину в спектакле Софья-душа даром не нужна. Ему интереснее с приятелем, Милоном. А по большому счету Правдину нужна только власть, ее он любит, ею умеет пользоваться.
...Редко кто из актеров вышел в этой постановке за пределы своих, не раз уже предъявленных умений. Эльмира Капустина снова представила зрителям очаровательную русскую старушку, а Виктор Григорюк - грубоватого, но честного солдафона. Как всегда, весьма недурна собой Ольга Апахова. Вполне прилично играли Сергей Артемьев, Илья Богатырев, Ирина Капралова и Александр Зайцев. Не порадовал только Владимир Крупин, но от него этого не всегда и ждешь. По-настоящему хороши Виталий Стужев в роли Вральмана и Юрий Иванов в роли Скотинина. Тут тебе и мастерское перевоплощение, тут тебе и актерский азарт, и уверенная, умная, лаконичная искусность в деталях. Сюрприз - Владимир Шепелев в роли Правдина. Случился жеманный эксцентрик с нетрадиционным вкусом. После большого перерыва на сцену вышел Юрий Клипп в роли Стародума и забавно сыграл благородную развалину...
Целых четыре действительно хороших роли на один спектакль - куда ж больше?
В "хоре" блеснули и молодые актеры, недавно пришедшие в театр.
Русский либерал XVIII века Фонвизин преподает сугубую полезность книжного наученья, учит гражданским добродетелям, гуманности и здравому смыслу. Таюшев - достаточно европеец, чтобы знать, как это важно, но достаточно русский, чтобы не верить, что такое может сбыться на просторах родины чудесной. Русский человек - это вам не Робинзон Крузо. У русского человека семь пятниц на неделе, плюс одна - запасная. А живет он и вовсе субботой, абы как. Впрочем, Правдин с Милоном себя еще покажут. Власть на сцене они уже взяли, осталось ею распорядиться с умом. Вот и Митрофаша в финале забрит в солдаты, чему несказанно рад. Совсем как идущие вместе, демонстрировавшие как-то свое острое желание послужить насупротив Генштаба. Отправят, зайчика, представлять интересы России на Кавказе. Глядишь, и получится из него славный Петруша Гринев.
Нет, не зря премьера спектакля прошла аккурат в первые дни осеннего призыва. Очень своевременная получилась постановка.
Евгений ЕРМОЛИН, лейтенант запаса.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.