Вспоминаю, какой свежестью и силой повеяло тогда, в 91м. Как волновали смелые «Вести»... Но у каждого времени свои песни.
На неделе нас всех объединяла память войны и победы. Ну а многих – это стало уже нерушимой нормой – развлекательные телезрелища. И в будни, и в праздники без них – ну просто никуда. И по эфирному присутствию своему Петросян давно уже дает огромную фору двум другим нашим «випам» на букву П.
Где смех, там и грех. Гражданам попрежнему смешно, и они не подозревают о том, что недавно случился раскол в юмористах. Президент Международного союза КВН Александр Масляков в интервью ополчился на своих коллег.
Вопервых, они, по Маслякову, шутят пошло и грубо. Вот, к примеру, модный «Комеди клаб» с его, кстати, фирменной шуткой на ярославские темы – «Хомячок Абрамовича купил ярославский «Шинник». Это, по Маслякову, коммерчески мотивированное «желание завоевать публику с помощью юмора ниже пояса».
А на телевизионной фабрике Евгения Вагановича и вовсе воруют. «...прут наши шутки, и это обидно! Причем делается все нагло, публично, в ТВпрограммах!» Петросян даже теоретическую базу под воровство подвел: «Если шутка опубликована в прессе или прозвучала на ТВ, то ее может исполнять любой». На что его оппонент с каналаконкурента гневно возражает: «Исполнять, но не выдавать за свою, стыдливо замалчивая имя настоящего автора! Хочется простого: чтобы были ссылки на авторов!»
Благородный Масляков даже на гонорары с шуток не претендует. «Не про деньги речь! Ребят жалко! Они же талантливые люди». А ведь мог бы, кстати. Судя по всему, разорить чемпиона юмористов Петросяна ему бы полюбому не удалось. В прессе прошла на днях информация: «из юмористов Петросян самый зажиточный, в прошлом году его доход превысил 2 миллиона долларов». И что тут скажешь: где миллионы зрителей – там и миллионы баксов!
Тревожат меня не миллионы Петросяна. Тревожит то, что в последнее время его персонажи шагнули в жизнь, и уже не всегда поймешь, где кончается, с позволения сказать, искусство, а где дышат пресловутые почва и судьба.
Скажем, жаргон падонкаф (или стиль «превед») – это еще искусство или уже жизнь? Я имею в виду тщательно осмысленный всезнающей Википедией стиль употребления русского языка, распространенный в Рунете. С фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов («аццкий», «жжот», «кросавчег»), частым употреблением завуалированного мата (типа «накуа», «ипацца» или «нах») и характерных штампов («аффтар выпей йаду», «ржунимагу», «валялсо пацтулом»).
Ктото мне рассказал историю про бабушку из общественного транспорта. Когда в вагон влетела толпа тинейджеров, общавшихся друг с другом на этом жаргоне, маленький внук спросил бабушку: «А на каком это они языке говорят?» На что бабуся, мало сомневаясь, ответила так: «Да это, деточка, чучмеки какието. Понаехали тут!»...
Падонки идут и в политику. Как вам, например, такие сводки с театра военных действий: «Сегодня «Оборона» (есть такое молодежное движение. – Е.) приняла участие в акции «Выпей йаду!», посвященной запрету на ввоз в Россию грузинских вин и минеральной воды «Боржоми». Участники акции в майках «Выпей йаду!» предлагали прохожим продегустировать вино и минеральную воду, объявленные санэпиднадзором ядовитыми. ОМОН задержал восемь молодых людей, в том числе двух активистов «Обороны». Сведений об отравлениях пока не поступало. Неизвестно также, изъято ли орудие преступления и произведена ли эвакуация населения из зараженной «Боржоми» местности. Между тем сегодня же Геннадий Онищенко добился очередной победы в борьбе с ядовитыми жидкостями, многие годы отравлявшими российских и даже советских людей. Сегодня было объявлено, что в московскую канализацию будет вылито более 10 тонн минеральной воды «Боржоми», изъятой у одной из коммерческих фирм. Впрочем, в данном случае это мера предосторожности: санэпиднадзор признал, что эта партия воды не содержит никаких вредных примесей, но на всякий случай решил ее уничтожить.
В общем, аффтары нашего новейшего креатива жжут нипадеццки. А консерваторам остается только убить сибя с расбегу апстену, вымазаную йадом... Впрочем, есть еще свободные от модных веяний исторические телесериалы, видеомарафоны, на которые ныне не жалеют денег телевизионщики. Говорят: политический заказ. Говорят: история в лицах. Не знаю, так ли это. Возможно, лучше так, чем никак. Но новейшая телеверсия романа Пастернака «Доктор Живаго» еще в самом начале. О ней мало что можно сказать. И если чтото задевает там, если чтото жосско фставляет, так это внезапно восточный облик славянской красавицы Лары (списанной когдато с Ольги Ивинской) в исполнении гениальной (кто б спорил?) Чулпан Хаматовой и солидный возраст Олега Меньшикова, снова, как в михалковском «Сибирском цирюльнике», принужденного играть почти подростка. Вообще, телевизионный дрейф Меньшикова (как, однако, и Владимира Ильина, Андрея Краско или Андрея Панина) из роли в роль, от Бендера к Юрию Живаго, столь беспрерывен, что приводит к сумбуру в голове. Иной раз и не поймешь, кто сейчас перед тобой из сыгранных им героев.
Ничего, еще привыкнем и к новой личине артиста. Впереди, как я понял, полтора десятка серий. И главное – впереди. Всетаки русская революция, изображенная и осмысленная Пастернаком, была и осталась одним из основных событий минувшего века. Встреча человека с этой исторической бездной дает ему ресурс значительности, который, наверное, скажется и в телеверсии. И если мы сегодня имеем на ТВ и в жизни засилье юмористов, то нелишне вспомнить, что бывало ведь и иначе. И еще будет, наверняка, иначе.