Книга подготовлена теми, кто знает о наших иконах больше всего - сотрудниками Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Ярославского художественного музея. Как рассказывает одна из авторов - Ольга Кузнецова, ярославские древности привлекли внимание специалистов сравнительно недавно - в XIX веке, а открытие русской, в том числе ярославской иконописи произошло только в ХХ столетии. Оказывается, еще сто лет назад историки и ценители могли только догадываться о том, что скрыто под многочисленными слоями записей и потемневшей олифой старых досок. Впервые большое количество раскрытых икон из частных собраний было показано на выставке 1911 года. Открытие ярославской древнейшей иконописи произошло еще позже, когда в 1919 году экспедиция Игоря Грабаря обнаружила в Спасском монастыре удивительные по сохранности и по историко-художественному значению три иконы XIII века. Сегодня они, все три, по праву считаются одними из самых драгоценных сокровищ главного собрания памятников отечественной культуры - Третьяковской галереи. Другой автор, Виктория Горшкова, обращает внимание на то, что в летописях не содержится никаких подробностей о древнейшем периоде ярославского искусства, и он во многом остается загадкой для современных исследователей. Как, например, появилась в нашем Спасском монастыре икона "Богоматерь Великая Панагия", написанная в первой трети XIII века? Она, пишет В. Горшкова, напоминает киевские мозаики, причем до такой степени, что была даже гипотеза о том, что автором ее является некий монах Киево-Печерской лавры. "Кто и для какого храма заказал икону "Богоматерь Толгская" конца XIII века, позже перенесенную в Толгский монастырь? Некоторые особенности ее иконографии можно назвать уникальными, они не встречаются не только в русской иконописи, но и в искусстве других стран христианского мира". Результатами исследований ярославской иконописи XVI века делится Александр Федорчук. Наиболее значительным явлением художественной жизни города этого времени стал комплект икон, написанных для построенного в 1516 году Спасо-Преображенского собора. Этот древнейший памятник Ярославля, представший недавно перед изумленной публикой после сорока лет реставрации, не спешит раскрывать все свои тайны. Книга приблизила читателей к некоторым из них, оживляя интерес к этой теме, побуждая к новым размышлениям, сопоставлениям и, кто знает, может быть, к новым находкам. Книга о ярославских иконах - первая за последние тридцать лет. Авторы постарались увидеть в них и святыни, и исторические реликвии, и бесценные памятники древнего искусства. Они посвятили ее светлой памяти Ирины Болотцевой, благодаря которой многие иконы удалось спасти, и они постепенно возвращаются к нам - как в физическом смысле, так и из забвения. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.