Нет, всетаки насколько мудро замечено: провинция – понятие не столько географическое, сколько духовное. Если с этой точки зрения посмотреть на профессию художника, то признаки провинциальности нужно искать не в том, какому жанру живописец отдает предпочтение, а в том, как он в этом жанре работает. В конце концов, жанровто этих – раз, два и обчелся, но есть, к примеру, пейзажи Куинджи или Моне, а есть зализанные, выхолощенные изображения природы в стиле «налетай, не скупись, покупай живопись». Вроде бы об одном и том же, но, как говорится, то две большие разницы.
Эти отнюдь не оригинальные мысли настигли меня в выставочном зале Союза художников на персональной выставке работ Юрия Казакова, посвященной 25летию творческой деятельности.
Юрий Сергеевич отдает предпочтение пейзажу. Работает и как живописец, и как эмальер. В его творческом досье – художественнографический факультет Костромского пединститута, участие в выставках разного уровня престижности и весомости, членство в объединении «Парус». Факт нахождения работ художника в музейных собраниях и частных коллекциях свидетельствует о его профессиональном признании как специалистами, так и публикой. Все замечательно. Но есть одно но...
Сюжет работ мы не обсуждаем: покосившиеся домишки, позолоченные купола, «то березка, то рябина, куст ракиты над рекой...» и далее по тексту. Одним словом, сермяжная Русь во всех ее проявлениях. Этой тематике отдают предпочтение 99 из ста художников, выезжающих на пленэр за пределы Ярославля. Что же касается конкретных пейзажей Юрия Казакова, то создается впечатление, что художник боится показаться оригинальным и стать тем самым сотым художником, который не как все.
Достаточно смелые, авангардные идеи борются в нем с академической манерой письма с явным перевесом последней. И максимум, на что хватает смелости живописца, так это на обрамление пейзажа «Массандровские виноградники» веселенькой рамочкой с выпуклыми цветочкамилистиками. Тот еще китч, честно говоря, но хоть какойто шаг в сторону.
Единственное выбивающееся из общего достаточно ровного, безусловно, профессионального, но скучного ряда работ произведение оказалось... без названия (забыли? не сочли нужным?) и размещено с экспозиционной точки зрения совершенно невыгодно – за дверью. На холсте изображен ледоход, а сама работа по колориту и технике напоминает домотканый, неровной пряжи коврик. Очень свежо и темпераментно.
А вот что касается техники эмали, то, судя по всему, художник еще находится в начале пути ее освоения. И это несмотря на участие Юрия Сергеевича в минувшем году в выставке эмальерного искусства, проходившей в Московском Кремле (само место проведения предполагает достаточно высокий уровень, не правда ли?). Но в пользу моего предположения о первых шагах художника в эмальерном искусстве говорит излишне лакированное, строго по линеечке отчерченное и тщательно залитое одной (!) краской небо. Это раз. Активное использование автором «чипсов» – так на профессиональном сленге называется легкоплавкая цветная стеклянная посыпка, которой декорируют работы «для красивости» все начинающие эмальеры. Это два. Цветовая предсказуемость там, где ценна импровизация. Это три... Словом, при желании можно еще позанудствовать и пальцы позагибать.
Меня удивило другое. Полное несоответствие заоблачных цен в прайслисте (присутствие подобного финансового документа на каждой выставке ни для кого не секрет) собственно работам. 50 – 60 тыс. рублей за холст! Однако. Такой прейскурант и в столице нашей Родины не вдруг отыщешь, если, конечно, фамилия художника не Церетели.