Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Для завсегдатаев туристских слетов и фестивалей КСП Олег Митяев навсегда останется автором песни "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". У публики ресторанной его имя ассоциируется со шлягером "Ненаточенные ножи" в исполнении Михаила Шуфутинского. Видимо, поэтому многие безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня. Так кто же он такой, этот загадочный, противоречивый и непредсказуемый Митяев? Ответ на этот вопрос мы попытались
найти в его интервью, которые Олег давал различным изданиям. До того, как стать знаменитым, Олег Митяев успел многое. Во-первых, родиться в 1956 году в городе Челябинске в семье простого рабочего и домохозяйки. Во-вторых, сменив несколько школ, получить среднее образование и по окончании монтажного техникума - специальность техника-электрика. После службы в армии жизнь его напоминает детскую игрушку-калейдоскоп, столь неожиданным зигзагом движется его судьба: тренер по плаванию, зав. клубом в пансионате, дворник, художник, артист Челябинской филармонии. После окончания ГИТИСа Олег Митяев окончательно определился в выборе профессии - артист. Снялся в нескольких фильмах: "Два часа с бардами"(Мосфильм), "Игра с неизвестным" (к/ст им. Довженко), "Сафари № 6", "Убийца" (Свердловская к/ст). - Пожалуй, вы самый удачливый в творческом отношении представитель бардов. Насколько тернист был ваш путь к сегодняшней популярности? - Ну, насчет удачливости, это вы сплюньте. А произошло все как-то само собой, и никакого специального "пробивания на сцену" не было... Иначе зачем бы я сначала оканчивал монтажный техникум, потом институт физкультуры, потом ГИТИС? Хотя считается, барды должны перепробовать много профессий. Но это бывает, наверное, оттого, что человек себя ищет. А когда находит и становится известным, мы начинаем ковыряться в его биографии, и оказывается, что все произошло именно так. У меня, например, ощущение, что я каким-то волшебным образом, не затрачивая особых усилий, попал в этот ряд. Ибо сделать что-то самому и оказаться в нем - нереально. Тебя должны выбрать и поставить в этот ряд. - "Мы выбираем, нас выбирают". А как быть с тем, что "это часто не совпадает"? Как "попасть в обойму"? - Да, но неуместно ставить такую задачу относительно писательской или бардовской среды. Почти все барды становятся известными только в возрасте, наверное, потому, что у них долгий путь к популярности. Они занимаются своим любимым делом и постепенно завоевывают аудиторию. Другое дело - эстрада, шоу-бизнес. Это тот же поток, что и продажа древесины или резиновых колес... Мне это неинтересно. - Как артист вы не можете вообще отвергать законы шоу-бизнеса... - Для меня "шоу-бизнес" - просто нехорошее слово. Его дискредитировали люди, основная цель которых - заработать деньги. Шоу-бизнес как механизм донесения того, что ты делаешь, до более широкого круга слушателей (а там они решат, надо им это или нет) - другое дело. Без него не обойтись ни театрам, ни концертным организациям, это определенные технические условия. И благодаря такому механизму я могу собирать сегодняшние тысячные залы. А раньше, как и все, выступал на фестивалях, в КСП, на сборных концертах. Когда работал в Челябинской филармонии, приходилось выступать чуть ли не в киосках "Союзпечати". Но, в общем-то, в филармонию меня пригласили именно потому, что залы уже собирались. - Судя по гастрольным афишам, вся ваша жизнь - один сплошной концерт? - В последнее время у меня выходит по 25 - 27 концертов в месяц в разных залах и городах страны. Но таким образом все это превращается в поток, получается какое-то тиражирование. Нельзя же каждый вечер выходить на сцену и откровенничать. Тем более, хочется чередовать выступления с длительными периодами чтения, писания и общения. Очень хочется посидеть на кухне с Мирзаяном и побеседовать о метафизике, экзистенциализме в стихах Бродского. А на это абсолютно не остается времени. И поэтому я теперь, пожалуй, реже буду выступать. В последние годы получается так, что если я себе не запланировал время на чтение, писание и безделье, то оно уходит на концерты. - Но запланированное безделье не приносит дохода... - Если я буду получать меньше, мне все равно хватит. Мне всегда хватало денег, вот в чем дело. Когда я в институте физкультуры получал Ленинскую стипендию и подрабатывал электриком, мне уже хватало этих денег на то, чтобы помочь маме, купить себе гитару. Если сейчас не будет концертов, у меня будут авторские гонорары за исполнение моих песен, с продажи дисков. Просто мне повезло - я занимаюсь любимым делом, и за это мне еще и платят деньги. Я могу заработать денег и без концертов. Но если я знаю, что где-нибудь в Томске тысячи людей ждут моего приезда, я не могу туда не поехать. - И все-таки, как вы считаете, почему ваши песни так популярны? - Ну, это пройдет, наверное, по мере того, как я буду заниматься самообразованием. И тогда нашему населению ничего не останется, как просто поднять свой уровень культуры хотя бы до уровня Митяева, чему я буду очень рад. А потом мы дальше пойдем - к Камбуровой, потом дотянемся до Бродского и, в конце концов, как ни странно... ничего не изменится. Столько веков существуют подонки, герои и добрые бессребреники - мне кажется, так оно и будет. Но... Говорят, если ты за хороших людей, то хороших больше. Если за плохих, значит, плохих больше. Эта граница проходит через тебя. -Как вы относитесь к афоризму "таланту надо помогать, бездарности пробьются сами"? - Французская поэтесса Эдит Седергран сказала: Тот, кто руками в ссадинах и шрамах / Не хочет рушить стену хмурых буден / Пусть погибает молча у стены. / Он недостоин видеть солнце жизни... Лучше не скажешь. Мы можем назвать множество талантливых людей только потому, что они "пробивные". Потому что снять "Сибирского цирюльника" - одного таланта мало. Здесь нужна мощная пробивная сила. Это подвиг. А помогать бывает вредно. Иногда человеку хочешь помочь, подставишь ему руки, чтобы подсадить: "Ну, давай-давай!.." А он - раз! И упал тебе на руки, вообще перестал "ластами грести". Если ты такой талантливый и тебя хватает на то, чтобы не только выучить ноты, но и достичь чего-то в творчестве, ты должен уделить внимание самому процессу. Ты должен знать, как организовать концерт, сделать рекламу и прочее. Ты должен этому научиться, иначе твое творчество пропадет. - Но в каждом деле должны быть профессионалы - кто-то пишет музыку, кто-то ее продает. - Да, но пока мы будем их ждать, все уже помрем. А то мы такие творческие - лежим на диване и ждем, когда кто-нибудь придет и запишет нам альбом. А еще лучше - принесет сразу тираж, чтобы можно было раздаривать. - Чьи песни вам нравятся, кроме песен Митяева? - Мне нравятся отдельные достижения у отдельных авторов. Мой любимый альбом - "По волне моей памяти" Давида Тухманова. Мне кажется, это большое завоевание нашей культуры - гармония прекрасной музыки, великолепной аранжировки, профессионального исполнения и высокой поэзии. Я очень люблю Иващенко и Васильева и их замечательные песни: "Песня про тесто", "На Киевском вокзале", "Бережкарики", "Дворник Степанов". Великолепные вещи есть у Александра Суханова, Сергея Никитина, Юрия Кукина, Александра Розенбаума. Когда у Юрия Кукина спросили, что он думает по поводу творчества Олега Митяева, тот ответил: "Есть песни, которые сразу нравятся, есть люди, которые сразу привлекают внимание. Таков Олег Митяев. Сценичен и прост, скромен и популярен. Он актер-певец, и образ, который он создает на эстраде и песнями, и манерами, - это наш современник, талантливый, ироничный и, главное, думающий". А сегодня поклонники бардовской песни могут составить собственное мнение о нынешнем Митяеве: он дает авторский концерт в Ярославле. По материалам прессы подготовила Лариса ДРАЧ.
Читайте также
11.11.2009Ах ты, батюшка, Ярославль-городК празднованию 1000-летия города творческий дуэт Владимира Ильича Корнилова (тенор) и Ирины Степановны Куницыной (фортепьяно) подготовил программу из восьми концертов.
09.04.2009Главное – верить в своё предназначениеВот уже в течение пяти лет творчество Владимира Корнилова и Ирины Куницыной не перестаёт удивлять любителей классического вокала своей неутомимостью.
16.12.2008Зима по-итальянскиИтальянская эстрада в далёкие восьмидесятые не знала равных по популярности среди совет-ского народа. И улицы нашипустели, когда транслировался фестиваль
22.02.2008Как здорово, что все мы здесь…Городской клуб самодеятельной песни (КСП) празднует свой день рождения. По этому поводу во Дворце культуры имени Добрынина 28 февраля состоится концерт,
15.11.2005Эти песни будут петь всегдаНовая программа, с которой в Ярославле выступят известные барды, называется «Под музыку Берковского». И большая ее часть будет посвящена памяти любимого
11.11.2005«Под музыку Берковского»В его песни влюблено не одно поколение слушателей. Их пели и в концертных залах, и собираясь вечерами на кухнях, и в походах у костра. Очень грустно, что