Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Россия в области балета по-прежнему может ощущать себя как в известной песенке - "впереди планеты всей". Не в области постановочных изысков. Не в области изобретения нового пластического языка.
А вот именно - в области классического балета, с его традиционно высоким уровнем техники, синхронно работающим кордебалетом, способностью одухотворить наивные сказочные сюжеты и создать изысканное, радующее своей консервативной непретенциозностью зрелище. От гастрольных выступлений государственного академического театра балета "Хореографические миниатюры" под руководством Ю. Петухова я ожидала своеобразного стресса. Одно дело концерты (а это были именно концерты, а не спектакли) едва ли не тридцатилетней давности, которые этот коллектив, называвшийся тогда несколько иначе и имевший другого руководителя, давал в Ленинграде. Другое дело не "ансамбль", как прежде, - но "театр", да еще академический. И репертуар изменился по сравнению с тем временем. Рядом с концертной программой, состоящей из небольших номеров основателя коллектива Л. Якобсона, идут "полнометражные" классические балеты, причем в их самой давней, по сути своей уже музейной хореографии. Иными словами, я опасалась разочарования и лишь из уважения к собственным воспоминаниям о прекрасном прошлом коллектива шла на его спектакли. Вспоминая первые шаги "Хореографических миниатюр" под руководством Леонида Якобсона, лишь в преклонные года получившего в неласковом Ленинграде семидесятых годов право руководить самостоятельным коллективом, я имею в виду те работы, которые выразили творческое кредо замечательного хореографа. На фоне помпезных чужих, да и его собственных постановок (в сегодняшнем репертуаре сохранились сцены из его воинственного "Спартака"), особенно выделялись камерные, нежные, изящные, трепетные и неожиданные миниатюры. Это были полноценные спектакли, напоминавшие о том, что и пушкинские трагедии "маленькими" являются лишь по объему, но не по накалу страстей и не по глубине человеческих характеров. Якобсон, чье столетие отмечает сейчас созданный им коллектив, придумал удивительный тип балетных постановок, оживив, в полном смысле слова, композиции великого французского скульптора Огюста Родена. Он нашел себе и композиторов-единомышленников, когда положил любовные дуэты танцовщиков, затянутых в телесные трико (и этим повторявших обнаженную натуру мраморных изваяний), на музыку великого француза, импрессиониста Клода Дебюсси, и великого русского композитора С. Прокофьева. Это были прежде всего любовные диалоги - "Вечная весна", "Поцелуй", "Вечный идол", "Экстаз". По сути дела, так создалось совершенно новое направление в русском балетном искусстве, развивавшееся параллельно с поисками таких мировых знаменитостей, как Ролан Пети, и предвосхитившее работу современных хореографов Дмитрия Брянцева и в особенности петербуржца Бориса Эйфмана. Но вот наступил день сегодняшний, и под руководством танцовщика Юрия Петухова, известного своей работой в пермском балете, коллектив живет уже не только памятью о прежних созданиях, но и новыми постановками. В столь "балетном" городе, как Петербург с его Вагановским училищем, выпускающим жестко выученных солистов, с его Мариинским театром, полным вечного духа соперничества с прежде постоянно уводившим у него лучших солистов Большим, с его Малым оперным - трудно найти собственную творческую нишу. Думаю, что возможностей для развития современных хореографических тенденций - а это связано с приглашением ведущих хореографов страны и мира - у "Хореографических миниатюр" меньше, чем у других театров этого города. А вот возможность сохранения никем не отмененного наследия у коллектива есть. И потому здесь пошли по пути парадоксальному, но, кажется, достаточно успешному: обратились к исконной балетной классике. Нарушив принцип, заложенный создателем коллектива, здесь стали ставить большие балеты, традиционно составлявшие славу крупных театров. Но идут эти балеты в постановке, словно законсервировавшей дух танца уже позапрошлого, девятнадцатого века. "Лебединое озеро" - в хореографии М. Петипа, "Жизель" - в его же постановке совместно с Ж. Коралли и Ж. Перро. Правда, "Щелкунчик" принадлежит уже нынешнему руководителю, Ю. Петухову. Каждая из этих постановок - своего рода вызов и публике, и коллегам. Еще бы не вызов, если недавно в том же Петербурге "Щелкунчик" поставлен как гротесковое действо в сценографии эксцентричного М. Шемякина. А "Лебединое озеро" и "Жизель" словно воссоздают дух петербургского балета "доякобсоновского" периода. Это "сказочные" полноформатные балеты, или, как их традиционно называют, драмбалеты, с жестами, поясняющими и заменяющими конкретные слова, с сюжетным построением, известным до детали, до поворота. В облике этих балетов все узнаваемо, радует привычностью, когда понятно, что Жизель в начале второго акта появляется из-за кулис, а не из-под могильного креста просто потому, что в планшете сцены театра, принимающего гостей, в нужном месте нет люка. В двух "старых" балетах, виденных многими десятки раз (а я помню и М. Плисецкую в "Лебедином озере", и Н. Бессмертнову в "Жизели") радует четкость сценического рисунка. Особо в этом смысле показательна тщательность проработки гастрольного варианта. Вряд ли многие зрители задумывались о том, что размер сцены театра имени Волкова не соответствует привычному балетному пространству, обычно заметно большему. "Пристройка" к условиям новой сцены для классического балета чревата "роковыми" последствиями - несовпадением музыки и пластического образа, разрушением рисунка. Но у петербуржцев гастрольный вариант сделан профессионально и я бы сказала с достоинством. Здесь, к примеру, серия pas по диагонали сцены завершается изящным пируэтом, заменяющим последнее вращение, так что у зрителей не возникает ощущения "каши". И даже работа под фонограмму, способная вывести из равновесия завзятого балетомана, вызывает уважение к солистам и кордебалету, которые не могут рассчитывать на помощь дирижера, готового чуть замедлить или ускорить движение музыки в ответ на импульсы, исходящие от танцовщика. Необходимость соответствовать и без того строгому рисунку классического балета, поддержанного "механическим" звучанием музыки, несомненно, усложнила работу гастролеров, но сложности эти пусть останутся профессиональным секретом. А публика пусть видит зрелище цельное, разворачивающееся подчеркнуто неторопливо, идущее к неминуемой победе добра или зла элегантно и уверенно. Глядя в афиши "Хореографических миниатюр", зритель может заметить весьма небольшое количество фамилий, повторяющихся из спектакля в спектакль. Создается впечатление, что большинство артистов этого коллектива - солисты, не в одном, так в другом спектакле исполняющие ведущие партии. Но интересно другое: в столь консервативном театральном жанре, как балет, всегда существовало деление на солистов и кордебалет. Здесь же оказывается, что солист может выйти не только во второстепенной партии, но и вообще не быть упомянутым в концертных афишах. Такое известно по опыту драматических театров, где иногда стремятся воспитать единство творческих устремлений всей труппы. Возможно, это объясняется гастрольной спецификой спектаклей, представленных в Ярославле и не выдерживающих нагрузки, связанной с приездом полной труппы. Но так или иначе, запоминая солистов, мы видим их затем в неожиданных партиях или узнаем в массе, особенно слитной в классических балетах, где самый главный грех - несходство одежды, прически или пластики с аналогичными у партнера справа или слева. Трудно представить себе обычную балетную труппу, где исполнительница вершинной партии мирового балета, Одетты-Одиллии в "Лебедином озере", может танцевать в "Жизели" безымянную девушку, вторую слева в первой линии. Тем не менее Мария Якшанова, обнаружившая в балете Чайковского мастерство, уверенность, отчетливую индивидуальность, показавшая не бесплотную, а вполне активную Одетту, и в то же время не роковую злодейку, а обаятельную и решительную Одиллию, - эта балерина на следующий вечер танцевала именно в "массе". И, разумеется, была лишь одной из многих, как того требует балетная традиция. Такой спокойный и достойный профессионализм дорогого стоит. В той же "Жизели" нес за герцогом после охоты шест с убитым животным яркий и техничный солист Марат Тумат, танцевавший шута в "Лебедином озере" (сожалею, что не видела его в детском балете К. Хачатуряна "Чиполлино")... В итоге гастролей петербургского балета следует признать: запланированный стресс не состоялся. Спектакли шли не просто при полном зале, где, кстати, были дети, явно впервые видевшие "живой балет", но и произвели впечатление на более опытных зрителей. Мы встретились с настоящим балетным театром. Сегодня нередки попытки назвать балетный театр по-другому - театром пластики, театром мимики и жеста, театром движения (словно существует неподвижный театр - восковых фигур, быть может?). Но классический балет во всем мире существует как неизменная данность. Именно таким он был у петербуржцев - со всеми положенными тридцатью двумя фуэте Одиллии - М. Якшановой. С механическими вращениями Жизели - Н. Ториашвили, контрастирующими с ее хаотичными пробежками в сцене сумасшествия. С магической круговертью и мучительными для персонажа, однако технически чистыми у танцовщика прыжками в кругу виллис у графа Альберта - Ю. Андреева. Театр "Хореографические миниатюры" показал искусство иное, чем создавалось Якобсоном, но существующее на достойном уровне, без погони за меняющимся и далеко не всегда высоким вкусом публики. Искусство в его единственно возможном по сути качестве - натуральном. Ибо мастерство, даже скажем жестче - выучку - в балете не заменить ничем. Сегодня на эстраде поют под "фанеру", в кино уже даже не каскадеры выполняют опасные трюки, а с помощью спецэффектов создается иллюзия вовсе не отсутствующего действия. На глазах происходит девальвация таланта, мастерства, профессионализма. На этом фоне скромное и строгое следование принципу "натуральности", доведенной до уровня изящного и завершенного художественного произведения, доставляет удовольствие и привлекает к себе внимание вполне пресыщенной публики. Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.
Читайте также
27.08.2010Театральная юность России
Под занавес лета, с 28 по 31 августа, в Ярославской области, на базе детского оздоровительного лагеря имени Горького, пройдёт всероссийский фестиваль
26.03.2009Сибирский колизей на «Театральном круге»Эта новость из Питера наверняка не оставит равнодушными ярославских театралов. Воскресным вечером на закрытии IX международного фестиваля «Мариинский»
08.04.2004«Антрепризу» переманивают в Питер
Со щитом вернулся из СанктПетербурга в родной ПереславльЗалесский с V Международного театрального фестиваля имени Брянцева театрстудия «Антреприза».
22.10.2003"Sirtaki" на "бис" Гостями Волковского театрального фестиваля наряду с российскими театрами стал Каирский театр оперы и балета. Чтобы понять, почему именно египетские артисты
22.03.2003Любите ли вы театр так...
Завтра в Ярославле начинается городской фестиваль молодежных театральных объединений «Весенняя мозаика», участие в котором примут двенадцать коллективов.
08.02.2003Первая премьера под новой крышей
В воскресенье на сцене Дворца культуры имени Добрынина состоится премьера одноактного балета на музыку Баха и Генделя. Исполнители - народный театр балета,