- А начиналось все с бельевой веревки во дворе, - вспоминает актриса. - Летом на ней висели простыни, они откидывались - и начинался театр. Несколько соседних ребят, пара табуретов - и спектакль готов. Это как у всех детей. Только в отличие от всех у меня это осталось насовсем и всерьез.
- И все же это была лишь игра. А вы помните свой первый выход в настоящий театр?
- В театр попала неожиданно. Папе по какому-то поводу дали билеты, он принес их домой, а пошли мы с соседской девочкой. Почему-то мы опоздали, и нас, как это водится, загнали наверх. А на сцене был волшебный сад, стоял стеклянный заборчик, женщины были наряжены в изумительные платья, сиял волшебный свет. Ведь верилось во все, в эту прекрасную жизнь.
После окончания школы Татьяна Позднякова с подругой решили поступать в театральное училище. Она не поступила, а Татьяна, как говорит сама, "застряла в этом деле". Правда, кроме "этого дела", уже будучи актрисой, она освоила еще два - закончила пединститут и получила диплом учителя русского языка и литературы, а курсы экскурсоводов позволили ей осуществить еще одну детскую мечту - поработать с туристами.
- Первое ощущение, когда остались один на один с залом, - помните, какое оно?
- Такой азарт - все передать. Я не чувствовала зала, - надо было выплеснуть все, что внутри, успеть все сказать. А внутри - одиночество. Ощущение зала пришло позже. Когда выходишь немного вперед, зал замирает, затаив дыхание, - ради этого момента стоит жить.
- Как долго длилось это ощущение?
- И театр, и жизнь - это спады и подъемы. Если бы все шло ровно, то, наверное, невозможно было бы понять, чего ты стоишь. Мудрость приходила с такими словами: "Когда увидишь смерть души своей, ты должен умереть иль стать еще сильней". Зачем умирать, если можно попробовать "стать еще сильней"?
- У актера театр - это второй родной дом. Во всех театрах России во все времена жили семейно. Труппа - близкие родственники ссорились, мирились, помогали друг другу. Сохранилось ли это?
- Да, театр - родной дом, все коллеги - почти родные. Каждый чему-то научил, подарил частичку любви и ласки. Я вспоминаю, как мы ездили на выездные спектакли. Старый автобус, долгая дорога, усталость, и пожилая реквизиторша говорит: "Танюша, устала, ложись на плечо, отдохни". Но меняется время, меняется и дом. Приходят в театр разные люди. Кто-то не очень хорошо вписывается, а у кого-то все получается.
В большой семье Волковского сложилась трудная ситуация. Даже если в год ставить 5 - 6 спектаклей, всех актрис не занять. Многие годами ждут своей роли и своего режиссера. И такое ожидание для актрисы - самое тяжелое испытание.
Н. Шалимова, театровед: "Когда я приехала в Ярославль и увидела Позднякову, поняла - это настоящая актриса. Очевидно, на каком-то этапе у нее "потерялся режиссер". Переход от одного возраста к другому требует жесткой режиссерской руки. С молодых героинь надо вовремя уходить на характерных и не думать, что это происходит рано. Но актрисы не хотят стареть и на этом подрываются".
- Трудно ли актрисе определить время, когда амплуа героини надо оставить и стать характерной актрисой?
- Вы ищете причину моей неудачной судьбы? Она у меня удачная. Я характерная актриса, старушку сыграла лет 20 назад. Я все могу, или почти все. Но мои "габариты" не всегда позволяют работодателям представить меня в том или ином образе, роли.
- Чем же заполнять жизнь, когда мало занят в театре?
- Актеры попадают в ловушку: нет спектакля - нет жизни. Последнее время мне близка фраза Пастернака: "Я повадился жить". Мне интересно жить каждый день, мне могут не поверить, но мне хорошо.
- Театр не вытесняет родной дом, другими словами, не мешает личной жизни?
- Профессия не имеет отношения к личной жизни. Все предопределено свыше. Все заложено в той сути, с которой живу. Можно быть несчастной с кучей детей и мужем. Это советское представление о счастье: машина, муж, дети, огород. Я придерживаюсь другой позиции: "Хочешь быть счастливым - будь им". У каждого своя мерка счастья. Но наш путь определяет профессия. Любому человеку в жизни приходится переживать утраты, стрессы. Но стоячая вода - мертвая вода. И на каждом этапе либо ты тонешь, либо плывешь. А личное счастье у меня есть. Мое личное счастье.
На снимках: Татьяна Позднякова в жизни и в спектакле "Фома" (справа).
Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ (ИТАР-ТАСС).