пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 07 сентября 2002

После развода такого масштаба я не имею права на ошибку

В течение целого года два театра - кукол и юного зрителя - объединенных не только аббревиатурой ЯГТО, но и общим зданием, финансовыми документами и немалым хозяйством, лихорадило. Листовки и демонстрации в поддержку главного режиссера ТЮЗа Александра Кузина, назначение и последующий уход

автор Лариса ДРАЧ.

 

с руководящего поста искусствоведа Нины Шалимовой, бесконечные собрания труппы - этих фактов было предостаточно, чтобы понять: ситуация в театрах складывается взрывоопасная. 4 апреля нынешнего года, еще в рамках ЯГТО, на пост директора ТЮЗа была назначена Наталья Николаевна Прокина. Человек она в театре не новый, но абсолютно неизвестный в околотеатральном мире. Четыре месяца Наталья Николаевна упорно отказывалась от общения с прессой, ссылаясь на то, что говорить пока, собственно, не о чем. И лишь после того, как состоялось предсезонное собрание труппы ТЮЗа и прорисовались конкретные задачи и перспективы дальнейшего развития театра, новый директор согласилась на встречу. Первое визуальное впечатление: натянута, как струна, балетный разворот плеч, немногословна, сдержанна в эмоциях, просчитывает каждый жест, взгляд, интонацию. Бизнес-леди, а не "богемный" человек театра.

- Давайте знакомиться...

- По образованию я историк, закончила наш Ярославский государственный университет. В ТЮЗе работаю с первого дня его основания, до недавнего времени была завтруппой. Начинала работать с Сергеем Розовым, потом со Станиславом Таюшевым, и вот уже тринадцать лет идем "рука об руку" с Александром Кузиным.

- А как получилось, что историк по образованию попал в театральную среду?

- Дело в том, что историку вообще найти работу сложно - это либо школа, либо архив, либо музей. Вот, собственно, и все. Из моих сокурсников и просто знакомых историков единицы работают по специальности - те, кто защитил диссертацию. Мне было просто жаль тратить на это время, хотя и тема уже была, и кандидатский минимум сдан, и был ряд печатных публикаций. Не захотелось. К тому же я вышла замуж и пришлось выбирать - наука или семья. Я выбрала семью.

- И оказались у истоков создания театра? Это случайность?

- Не думаю. Это было осознанное решение. Я всегда любила искусство, театр, живопись. И выбор образования объясняется именно этим: все-таки история близка к искусству.

- Вы стали директором ТЮЗа после продолжительной скандальной истории. Как вас приняли в новом качестве?

- Действительно, театр переживал очень непростой, тяжелый период, который сказался и на внутренней жизни коллектива, и на человеческих отношениях. Нам было очень тяжело. Но в результате мы теснее сплотились, появились доверительные отношения. Что касается меня, то назначение было достаточно неожиданным. Я очень долго думала, прежде чем принять это решение. Предложил мою кандидатуру Александр Сергеевич Кузин и, как ни странно, его поддержал Дмитрий Ардальонович Стрекалов.

- Последовали ли кадровые перестановки после вашего назначения?

- По сути, нет. Идет обновление. В труппу приняты молодые талантливые студенты, девять человек, весь последний курс Александра Сергеевича.Они пришли не с пустыми руками, а с двумя готовыми спектаклями - "Панночка" и "Мурлин Мурло". И хотя мы говорим о том, что спектакли просто перенесены с учебной сцены на нашу, по существу, они сделаны заново - костюмы, техника, оформление - все.

- Самое сложное, с чем вам пришлось столкнуться?

- Объем хозяйственных забот. В театре долго не было капитального ремонта, состояние сцены не выдерживает никакой критики, крайне запущены осветительная аппаратура, вспомогательная техника.

- То есть раньше вам, как завтруппой, приходилось в основном работать с "человеческим материалом", а сейчас - занимаетесь хозяйством?

- Никуда от этого не денешься. Честно говоря, я не думала, что это требует стольких усилий, нервов и времени для решения и таких денежных вложений. Я очень благодарна и департаменту культуры, и администрации города за понимание и поддержку.

- За этот период времени вы еще не адаптировались к новым обязанностям?

- Для меня процесс назначения был настолько запутанным, что я сама не разберусь, сколько времени я директорствую. Получилось так, что меня назначили директором еще в рамках ЯГТО. Это был период, когда мы со Стрекаловым занимались "разводом" - разделом имущества, документов. Должна вам признаться, что далеко не каждой женщине суждено пережить развод в таких глобальных масштабах. Процесс был очень тяжелый - это же единый механизм, единое хозяйство: делили мебель, тряпки, телевизоры, посуду, телефонные номера, средства... Театр мы сейчас создаем с нуля - с устава, со штатного расписания.

- Получается, что вы сейчас проходите директорские университеты? - Приходится учиться. Я действительно учусь - в Московской академии предпринимательства. Увы, не могу сказать, что учусь хорошо.

- Учеба - это следствие назначения или предчувствие его?

- Я поступила в академию до назначения на должность директора. Раньше учеба шла более плодотворно, потому что было больше времени.

- Какие перспективы развития театра вы видите?

- Театр только начинает свою жизнь, он ее складывает по миллиметру ежедневно и ежечасно. Учитывая, что художественным руководителем остается Александр Кузин, перспективы у нас есть. И планы намечены, и дай Бог сил и здоровья, чтобы их осуществить. И денег, конечно, потому что любые планы требуют стабильной экономической жизни театра.

- Если уж говорить о ТЮЗе как о новом, только что создающемся театре, не боитесь ли вы конкуренции с другими, "раскрученными" театрами?

- Конечно мы заинтересованы в том, чтобы люди шли именно к нам. Но за годы существования ЯГТО у театра появился свой зритель. Многие ходят на все спектакли, не пропускают ни одной премьеры уже долгие годы. Они не столько наши зрители, сколько наши друзья. И стоит ли вообще делить театральную аудиторию? Если они любят театр, то сегодня пойдут в Волковский, завтра в камерный, а послезавтра - к нам.

- У вас семья театральная?

- Семья у меня директорская. Дочь - студентка отделения культурологии педагогического университета. А муж - генеральный директор.

- Генеральный директор чего?

- Господи, сама не знаю. Центр управления... где-то визитка была, сейчас посмотрю... вот, инвестиционными проектами.

- Дома обсуждалась тема вашего назначения? Вас поддержали? Ведь раз супруг знает, что такое директорское кресло, он представлял себе и груз обязанностей, который свалится на ваши хрупкие плечи?

- Конечно, обсуждалось все и неоднократно. Мои домашние очень переживали, когда у нас был этот сложный период. И они меня поддержали в моем назначении. Хотя и не представляли себе всех последствий: теперь им приходится жить без обедов и ужинов.

- На что-нибудь остается время? Как вы живете вне театра?

- У меня просто нет времени вне театра, голова постоянно занята только им одним.

- Вы относите себя к породе трудоголиков? Не можете отключиться от проблем, когда закрываете дверь рабочего кабинета?

- У меня так не бывает. Театр живой, постоянно развивающийся организм, и он не прощает даже временного забвения. Это же не просто контора, в которой сидишь с девяти до шести. Если так относиться к театру, то нужно просто уходить и заниматься другим делом. Я не способна забыть о нем ни на секунду. Я - человек театра.

- Ваши домашние не ревнуют?

- Нет, конечно. Они приходят на все спектакли. У меня дочь здесь выросла за кулисами, как у любого театрального человека. Когда Анечка была маленькая, Александр Сергеевич ставил "Золушку". Деть ребенка было некуда, она все время сидела на репетициях. Так вот, в четыре с половиной года весь текст "Золушки" с распределением по ролям наизусть знала.

- А почему тогда ваша дочь не пошла в театральный? Уж она-то точно человек театра, раз выросла за кулисами?

- Я никогда не влияю на выбор своих близких. Захотела дочь получить образование культуролога, пусть получит. Считает муж нужным для себя поменять работу, пусть меняет.

- Получается, что на домашнем совете у вас лишь совещательный голос, а не директорское вето?

- У нас вообще принято совещаться, а не накладывать резолюции.

- Кто вы по жизни - романтик, прагматик, оптимист?

- Я реалист и по жизни, и по работе. У меня не должно быть перекосов в ту или иную сторону. Чем ты трезвее оцениваешь ситуацию, чем быстрее и взвешеннее принимаешь решение, тем лучше и для коллектива, и для тебя лично.

- Значит, и амплуа психолога вам знакомо не по наслышке?

- Да, и психологом, и психоаналитиком я стала еще во времена завтруппой. Это входит в прямые служебные обязанности любого руководителя.

- У вас есть какие-нибудь увлечения помимо театра?

- Какие? При таком рабочем графике... Когда есть пара свободных часов, и когда мужу становится меня очень жалко, мы выезжаем на природу. Пожалуй, это все.

- Но сейчас самые трудные времена вы уже пережили? Жизнь переходит из минора в мажор?

- Это не мажор и не минор - просто начинается абсолютно новая жизнь. Она изменилась с точностью до наоборот в одночасье, все нужно создавать своими руками и при этом еще не ошибиться.

- Потому что права на ошибку вы уже не имеете?

- Не имею.

Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают