Среди приглашенных то и дело мелькали фигуры в напудренных париках, облаченные в камзолы Петровской эпохи: это актеры из Переславского самодеятельного театра готовили спич в честь героя праздника.
Сам герой, увенчанный капитанской фуражкой, – бодрый, шаловливый и уютный, как кот Матроскин – фланировал по залу со стопкой буклетов под мышкой и раздаривал их гостям, предварительно надписав на обложке всяческие комплименты одариваемому. Так – шумно, с песнями и танцами, с пионерской непосредственностью и аналогичным энтузиазмом – художник Валерий Павлович Зуб праздновал свое шестидесятилетие. Впрочем, именно про таких, как он, была сложена популярная некогда речевка: «Нам никогда не будет шестьдесят, а лишь четыре раза по пятнадцать».
Юбиляр широко известен в первую очередь как экспозиционер. В его буклете раздел «Перечень работ» заканчивается на скромной цифре... 52. Он является автором таких музейных экспозиций, как «Слово о полку Игореве», «Советский раздел», «Афган» (Ярославский музейзаповедник), «Евпраксия» (музей истории города Ярославля), музеяусадьбы «Карабиха». В течение многих лет он сотрудничает с Переславским музеемзаповедником, являясь практически «отцом родным» усадьбе «Ботик Петра I». Перечислять, что конкретно сделано там талантливейшими руками Валерия Павловича, – собьешься со счету, поэтому остановимся на лаконичном «все». (Более подробно о творчестве Валерия Зуба «Северный край» рассказывал 4 февраля.)
Очень многие нашумевшие экспозиции разных лет в том или ином формате – фотографии, макеты и даже целые фрагменты – присутствовали и на юбилейной выставке Валерия Зуба. Таким образом, у собравшихся гостей появилась редчайшая возможность: побывать одновременно на нескольких десятках выставок, объединенных одним именем.
Не менее плодовит и оригинален оказался Валерий Павлович и в качестве художникаграфика, что особенно приятно: эта сторона его творчества менее знакома широкой публике. Его экслибрисы и дружеские шаржи (последних насчитывается несколько тысяч, ибо все, достойное внимания, наш герой тут же берет «на карандаш») как нельзя лучше продемонстрировали высочайший уровень профессионализма юбиляра. Ибо общеизвестно: при минимуме выразительных средств художник вынужден выкладываться по максимуму.
– Тут за краску не спрячешься, – справедливо заметил ктото из гостей, – тут рисовать надо уметь.
Однако прятаться за чтолибо известному экспозиционеру и художнику Валерию Зубу нет нужды. Он, безусловно, состоялся в разных творческих ипостасях и, что не менее важно, полон юношеского энтузиазма в освоении новых художественных пространств.