Герой ее сродни шукшинским неблагополучным героям-"чудикам". Не случайно композитор написал в названии симфонии - "По прочтении Шукшина". Куролесил человек немало, и только перед лицом смерти ему раскрылись истинные ценности жизни. В пестроте сменяющихся музыкальных картин слышится то детская песня, то озорные прибаутки, то ярмарочный балаган, то мощь колокольного благовеста. Поразительно, но все тексты симфонии написаны также композитором, за исключением фрагментов из "Поучений" Владимира Мономаха. Как актуально они звучат сегодня! Прислушаться бы молодому поколению, которому нынче усиленно прививается клипово-рекламное мышление. В том числе и через музыку.
"Перезвоны" исполнялись в Ярославле впервые в воскресенье, 18 августа, в день рождения замечательного русского композитора Валерия Гаврилина. Они как бы венчали собой концертную часть фестиваля "Преображение".
Еще десять лет назад организаторы первого фестиваля пригласили Гаврилина возглавить конкурсное жюри. Он дал согласие, но болезнь не позволила композитору приехать в Ярославль. И вот спустя время у нас зазвучало одно из самых необычных и ни с чем не сравнимых современных произведений. Исполнил его камерный хор из Санкт-Петербурга "Lege artis" под управлением Бориса Абальяна. Побывав на фестивале два года назад, Б. Абальян сказал тогда организаторам:
- Мне кажется, что вам надо включить в программу "Перезвоны" Гаврилина, они созвучны фестивалю "Преображение".
И коллектив хора подготовил это произведение к нынешнему приезду в Ярославль. Восемнадцать лет назад в Ленинграде состоялась премьера "Перезвонов". Они буквально "взорвали" Большой зал Ленинградской филармонии. В Ярославской филармонии "взрыва" не было, но несмолкаемые овации и крики "браво" - тоже хорошая оценка.
А днем раньше, в субботу, в художественном музее прошло выступление вокального ансамбля "Рождество" под управлением Ольги Ступневой, тоже из Санкт-Петербурга. Коллектив из восьми солистов привез старейшую русскую письменную драму XVII века - "Комедию притчи о блудном сыне" Симеона Полоцкого. Это произведение ярославцы также увидели впервые.
Сюжетом комедии ученому монаху послужил обычай того времени - посылать за границу дворянских сыновей получать образование. Герой произведения - незадачливый отпрыск высокопоставленного папаши, вырвавшись из-под его опеки на свободу, все прокутил, промотал в заморских краях. Деваться некуда - вернулся с покаянием в отчий дом нищий и голый. Время от времени эта тема всплывает и в нашей современной жизни, подтверждая актуальность вечного сюжета.
Комедия насыщена музыкальными номерами - это и русские народные песни, и духовная музыка четырех столетий. Исполнители взяли на себя смелость подбора их, поскольку ноты музыкального оформления комедии, автором которого был известный композитор XVII века Василий Титов, не сохранились.
Зрители тепло приняли питерских артистов. Ансамбль "Возрождение" второй раз на фестивале "Преображение", но уже замечен и оценен ярославцами за профессионализм, высокий исполнительский уровень. В этом году коллективу исполняется десять лет. В нем каждый - солист, бывший оперный певец. Да и сама руководитель, Ольга Ступнева - выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Начала исполнять духовную музыку и даже была регентом церковного хора в те времена, когда людей преследовали за приобщение к духовности.
Две премьеры, прошедшие в Ярославле накануне праздника Преображения Господня, несомненно, дали новое духовное наполнение городу.
На снимке: В. ГАВРИЛИН (слева) и В. МИНИН после исполнения "Перезвонов" в Ленинградской филармонии. 1990 год.