- У города юбилей, а у вас, можно сказать, два. Тридцать лет вы на Ярославской земле и четверть века избираетесь депутатом. Есть ли удовлетворение от того, что сделано?
- Мне вспоминается, что в то время, когда я впервые приехал в Данилов, корреспондент газеты "Известия" Руслан Армеев написал очень острую статью "Данилов - город закрытый". Картина, запечатленная в статье, была совершенно неприглядной. Пыльный, грязный вокзал, площадь вся разбита, в колдобинах, покосившиеся избы, обшарпанные старинные особняки. Нынешней объездной дороги не было, и весь транспорт шел через город. А улицы были неасфальтированные, гравийные. И вот через центр города шли непрерывным потоком тяжелые грузовики-длинномеры, везли металл из Череповца, лес с Севера. Грохот, пыль. В Данилове было так грязно, что если белую рубашку наденешь, в обед нужно ее снимать. Выглядел город в то время очень и очень неуютно. Данилов, когда мы с супругой приехали, мне одним тогда понравился: мы вышли на вокзале на переходной мост. Глянули вниз - идут поезда. Было ощущение пульса жизни.
Новостроек в городе было немного. Завод деревообрабатывающих станков только приступил к строительству микрорайона. Были двухэтажные дома, общежития, основное строительство позже началось. Мощности строительных организаций были те же, что и сегодня, но строили больше на селе. Ощущения красоты и уюта, которые есть сегодня, тогда не было. Гостиный двор, купеческие особняки, вот тот дом в центре, где у нас картинная галерея, - все это было в запущенном состоянии.
- С 1990 года вы во главе местного самоуправления города, затем города и района. Здесь, как и везде, годы вхождения в рынок были самыми тяжелыми. Как вы пережили эту ситуацию?
- В Данилове до 1990 года были очень сильный горторг, мощная база потребкооперации, бытового обслуживания населения. Но вот пошла сверху команда на коммерциализацию. Фактически нам предлагалось все это разрушить, раздать, а там будь что будет - на усмотрение новых хозяев. Мы не развалили эту систему, как в других районах, а разделили единые предприятия на секторы. Во главе этих секторов поставили сильных руководителей, их было достаточно. Это люди, которые постоянно работали в Данилове, знали нашего покупателя, что ему нужно. А когда в промышленности начался спад и крупные предприятия стали должниками у бюджета, мы сохранили налогооблагаемую базу множества мелких предприятий торговли и обслуживания. Они исправно платили налоги в эти годы. А крупную промышленность мы сохранили. И вот оба льнозавода, маслосырозавод у нас работают. Птицефабрика - одна из лучших, второе место в России занимает. Сохранили завод деревообрабатывающих станков. Теперь на его площадке два крупных предприятия: сам завод и предприятие по обслуживанию электропоездов. Сохранился городской ремстройучасток. Он акционировался, там работает 60 человек. Создано строительное предприятие "Эрго". Выполняет большие объемы работ в Данилове и на селе, регулярно платит налоги.
- Андрей Владимирович, удивительно еще вот что. В самые тяжелые годы, когда, казалось бы, сил хватало лишь на то, чтобы выкрутиться из сегодняшней ситуации, вы заключаете договоры с учеными и специалистами и составляете перспективные программы социально-экономического развития района. И теперь у вас сорок таких программ. Это что, сказался ваш навык инженера все делать планово?
- Пять-шесть лет назад многие посмеивались над этим. Какие уж тут программы, как бы день прожить. Когда я показал нашу программу поддержки сельхозпредприятий Валерию Григорьевичу Шамину, в то время руководившему департаментом АПК, он посоветовал ее на полку положить. "Знаешь, - говорит, - сколько у меня таких программ лежит, а где взять деньги на них?"
Проходит год, и губернатор, узнав, что такая программа разработана, проводит в Данилове крупное областное совещание глав администраций по созданию таких же программ в каждом районе.
Без программы, тем более при наших скромных бюджетных средствах, мы не могли бы поддерживать производство, благоустраивать город и деревни. Метались бы от одних разрозненных действий к другим, затрачивая еще больше сил и средств и, может быть, впустую. А сейчас у нас все программы в работе и пусть потихоньку осуществляются. Особенно трудная - "Животноводство", но мы с ее помощью из года в год увеличиваем надои молока. Или возьмите такую программу, как "Город для женщин и детей". Благодаря ей Данилов становится зеленей, уютней. В нем много детских площадок, садов, парков. И часто это даже не требует больших бюджетных средств, нужно просто организовать людей, заинтересовать их перспективными планами. Мы разделили наш небольшой город на пять микрорайонов. Теперь у меня пять помощников, которые занимаются своим конкретным участком в городе, благоустройством, чистотой. Управляющие административными территориями непосредственно работают с жителями, чтобы они свои дома приводили в порядок, улицу перед домом. Им помогают органы общественного самоуправления - домкомы, уличные, квартальные комитеты. Если бы нам не удалось это самоуправление наладить, мы бы и программы наши по благоустройству не смогли выполнить, сдвинуть культуру города.
Возьмите программу "Жилье". На нее даже не надо бюджетных денег. Но застройку города она позволяет вести так, чтобы новые частные дома органично вписывались в исторический облик улиц и площадей. Чтобы новые особняки не выпирали, не лезли на глаза. Мы увязываем их проекты так, чтобы дома вставали там, где когда-то были старые здания такого же объема. И улицы восстанавливают былой архитектурный облик. Пусть приближенно. Но зато в центре нет ни одной выпирающей из старой застройки пятиэтажки. В обсуждении проектов принимает участие клуб "Старый город", где изучают историю Данилова, находят фотографии и рисунки старых улиц. Вообще-то у нас 18 клубов по интересам, и все они активно участвуют в жизни города. Есть спортивные клубы, литературные. Они помогли нам и в подготовке юбилея города. Выступления многих коллективов вы увидите 19 августа на празднике, работы художников, мастеров народных промыслов и ремесел там будут также представлены.
- Раз уж речь зашла об интересах и увлечениях, уместно спросить о ваших собственных. Вы сторонник активного отдыха?
- Я охотник. Охота - это страсть, которая у меня с детства. Любил с ружьишком походить по лесу в одиночестве. Я и сейчас люблю охотиться в одиночку. Нигде так нельзя отключиться от тех проблем, которые приходится решать ежедневно. В лесу я, конечно, тоже о них помню. Но оцениваю их как бы со стороны. Текучка иногда мешает по-новому взглянуть на нерешенную задачу и, может быть, найти нестандартное решение.
Ну и потом охота - это способ познать природу и себя в этой природе. Я убежден, что если бы не было настоящих охотников, то природа бы больше потеряла. В прошлом году Росохота по всей России провела учет лосей. В Даниловском районе их больше, чем где бы то ни было. А, казалось бы, у нас самое большое общество охотников, да еще гости приезжают из Москвы, из-за границы. Наверное, потому, что мы не только охотимся, но и заботимся о животных, о лесе, о пропитании для зверя.
Я тринадцать лет занимался дорожным строительством в районе и создал свое общество охотников. У нас было 17 тысяч гектаров охотничьих угодий. А когда меня избрали председателем райисполкома, угодья уже увеличились до 38 тысяч гектаров. И за счет доходов общества мы содержали двух егерей, имелись два "Бурана" с санями, гусеничный трактор, база была своя. И те места, которые были наши, лучше всех содержались. Там было больше подкормочных площадок, солонцов, порядка.
- Говорят, у вас целая коллекция ружей?
- Не коллекция, всего три. Есть нарезной карабин "Лось", есть старое тульское ружье ТОЗ и пятизарядка двенадцатого калибра. И еще - три собаки. Две гончие, и вот шестой месяц у меня молодой песик англо-русской породы, что из него еще будет, не знаю. Рыбалку люблю. В этом году два раза с сыном ходил на Лунку. Это недалеко от деревни Ртищево, где я прописан и где у меня дом. Вот так и отдыхаю, когда удается. К сожалению, теперь редко.
- Удачи вам во всем. Интересного и веселого праздника вашему городу. Хочу также от имени читателей поздравить вас с наградой - орденом "Знак Почета"!
- Спасибо!
Беседовал Андрей СОЛЕНИКОВ.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.