А задумывался он как чисто кинообразовательный - с некоторым даже уклоном в киноведение - и мыслился как некая прививка хорошего вкуса подрастающему поколению. Но, как показали первые три года его работы, воспитание этого самого вкуса на одном только просмотре фильмов - дело довольно проблематичное. И вот тогда был сделан гениальный ход - попробовать пробудить в подрастающем поколении интерес к кино не "извне", а "изнутри", предложив детишкам самостоятельно влезть в шкуру киноактера, режиссера, костюмера, фотографа, оператора, музыкального редактора ну и так далее. И не просто увидеть их работу наяву, а "сделать кино" совершенно самостоятельно - от сценария до озвучивания.
И тогда "Киноежик" стал настоящим событием - ведь факт есть факт: наши мальчишки и девчонки действительно не подкачали и оказались способны в самом деле снимать за считанные дни настоящие (хоть и короткометражные) фильмы. В этом году их набралось пять, и лично мне (заранее признаю субъективность подхода) более всего понравился фильмик "Бабушкины пирожки".
Сюжет его незамысловат, главная мысль стара как мир (состоит она в том, что альтруизм предпочтительнее себялюбия), но КАК это сделано! Начинается все с музыки: под мелодию сиртаки некие продвинутые девочки начинают хвастаться друг перед другом уровнем жизни. Одна демонстративно откупоривает "Кока-Колу", другая вытаскивает из-под подушки "Сникерс", третья - сотовый телефон, четвертая достает из-под кровати магнитолу, пятая - музыкальный центр... Темп музыки ускоряется, и вместе с ним все быстрее крутится "ярмарка тщеславия" - на свет Божий извлекаются связки бананов, наборы косметики, солнцезащитные очки, леденцы, ананасы...
Вдруг музыка обрывается, и на пороге появляется с огромным чемоданом в руках деревенского вида девушка. Явно стесняясь, она открывает свою ношу и выкладывает на стол льняной узелок с пирожками и банкой варенья. После некоторой заминки пирожки расхватываются. И тут... юным индивидуалисткам становится стыдно. "Сникерсы" и чипсы занимают на домотканой скатерке место пирожков, а нарастающий выпендреж сменяется трогательным единением.
Кино обходится при этом без слов - одной пантомимой юные актрисы творят чудеса, демонстрируя поочередно и зависть, и самодовольство, и высокомерие, и растерянность, так, что им, пожалуй, и голливудские "профи" позавидуют...
Но руководитель актерского мастер-класса Ольга Ширенова была удивлена не столько удачной игрой своих подопечных (дети, по ее мнению, прирожденные лицедеи), сколько тем, что сценарий для фильма появился на "Киноежике" в уже готовом виде и не потребовал никакой "профессиональной шлифовки". Написала его Женя Красноруцкая в родной деревне, в которой нет ничего даже отдаленно похожего на театральный кружок или иную самодеятельность. Для руководителя детского театра "Чудо" появление в самой что ни на есть глубинке сценариста-самородка было и в самом деле открытием - так же, как для других мастер-классов открытием были талантливые фотографы, музыкальные редакторы и характерные актеры школьного возраста.
Но ведь открытия просто так не происходят! В том, что они состоялись, - уже немалая заслуга "Киноежика", на этот раз собравшего в сотрудничестве с детскими киноклубами под одной крышей 70 перспективных ребят со всего Центрального федерального округа. Последнее обстоятельство позволило даже организаторам фестиваля слегка попенять руководителю "Ералаша" Борису Грачевскому: не дело, мол, замыкаться в поисках персонажей в одних только московских окнах, шире надо смотреть на поиск талантов... И Грачевский (на верхнем снимке) обещал над этим подумать.
Думы же отцов-основателей "Киноежика" пошли еще дальше, вернувшись к истокам проекта, но, так сказать, уже на новом витке диалектической спирали. Неподдельный интерес к миру кино у того, кто к нему прикоснулся, - это здорово и закономерно. Но ведь не само на себя кино должно работать. Хорошим фильмам нужны еще и грамотные зрители. И увеличение их числа для образовательного кинофестиваля - задача не менее важная, чем поиск потенциально талантливых сценаристов и актеров.
Поэтому серьезный разговор о кино на нынешнем "Киноежике" возобновился, однако на другом уровне: среди публики молодой, но уже понимающей, что к чему, и потому заинтересованной в предмете разговора.
Для этого была предусмотрена ретроспективная программа, в рамках которой юные киноведы могли посмотреть как старинного "Нового Гулливера" (1935 год), так и ставшую уже классикой "Республику ШКИД", и совсем уж современный полнометражный мультфильм "Шрек".
Что касается последнего, то наиболее интересным оказался даже не сам мультфильм, а его обсуждение, которое вел профессиональный психолог Александр Горьковой. Юным киноманам предлагалось ответить на простенький вопрос: каким был бы конец мультика, если бы его сняли в 70-х годах ХХ века на студии Диснея?
Вопрос был с "подвохом" - хеппи-энд в фильме и в самом деле нестандартный. Шрек (с виду жуткий, но внутренне симпатичный тролль) силой обстоятельств вынужден спасать прекрасную принцессу Диону, чтобы сдать ее с рук на руки лорду Фаркуаду - злобному карлику, мечтающему путем женитьбы стать "настоящим" королем. В этой достаточно привычной ситуации есть, однако, одно "но" - прекрасная Диона по ночам сама превращается в (как бы это сказать по-русски?) троллиху - избавить ее от этой метаморфозы может только поцелуй любящего человека. После мелодраматических перипетий тролль Шрек все-таки целует Диону. И если бы мультфильм снимался в 70-х годах, то Шрек превратился бы в прекрасного принца. Но в ХХI веке все остается как есть - и после всеобщего ликования счастливая пара троллей удаляется в сторону болота в Золушкиной карете-тыкве.
Наблюдательные юные киноманы заметили, что данный сюжетный ход уже использовался однажды в "Обыкновенном чуде" (когда чудом оказывается как раз его отсутствие), затем сравнили говорящего осла, увязавшегося вместе со Шреком спасать принцессу, с бессмертным образом Ивана-дурака из русских сказок. Но всего этого психологу казалось мало. "Чего ж вы еще хотите от 12 - 14-летних детей?" - собирался уже возмутиться автор этих строк (в недавнем прошлом сам педагог), как вдруг детки сопоставили "Шрека" с... "Солярисом" Андрея Тарковского.
Едва ли кому-то из взрослых киноведов пришло бы в голову такое сравнение, но оно оказалось вполне правомерным: оба фильма замечательны тем, что разрушают стереотипы восприятия.
В самом деле, почему это непременно тролль должен превращаться в принца, а не принцесса - в троллиху? Чем его счастливая жизнь на болоте хуже плетения дворцовых интриг и самодержавного самодурства? Почему это мы в космосе ожидаем встретить либо запредельную нечисть вроде "Чужого", либо "братьев по разуму", которых непременно надо спасать - не от тирании, так от экологических бедствий? А вдруг нам не попадется ни то, ни другое, а нечто совсем неожиданное - разумный океан Солярис, например?
А если копнуть еще глубже (уже с "наводкой" психолога), то не каждый ли человек по-своему "Солярис", и не от нежелания ли понимать друг друга страдаем мы в первую очередь?
"Вот это да!" - только и оставалось подвести итоги этому обсуждению. И пожалеть, что не реализовалась в этом году идея вынести киноклуб из стен лагерного кинозала в цирк-шапито на Успенской площади Углича. Впрочем, как в народе говорят, еще не вечер. Не вышло вынести серьезный разговор о кино "в массы" в этом году - получится в следующем. Увидим в этом году по телеку "Бабушкины пирожки", а в следующем, глядишь, и целый спецвыпуск "Ералаша" составим. Спираль-траектория такая: вперед и вверх. И никак иначе...
Фото Сергея БАБЕНКО.