Впрочем, сам указ носил формальный характер, поскольку Рыбная слобода уже была городом. В тридцатых годах XVIII века в Рыбинске появляются полотняная и стекольная фабрики купца Нечаева. Процветала хлебная торговля, благодаря которой росли и ширились связи слободы с крупнейшими центрами страны.
Став городом, Рыбинск начал интенсивно застраиваться, появились мощеные мостовые, первые каменные дома. Менее чем за восемьдесят лет население выросло в пять раз, торговые обороты Рыбинска за тот же период увеличились со 150 тысяч рублей до... 25 миллионов! Через Рыбинск шли суда с солью, корабельным лесом, металлом. Строились гостиные дворы, несколько тысяч судов приходило к огромной рыбинской пристани только за одну навигацию. С открытием Мариинской и Тихвинской водных систем (1810 - 1812 гг.) столица бурлаков и грузчиков стала главным узлом, соединяющим Волжско-Каспийский бассейн с Петербургом. Лишь в середине XIX века труд бурлаков вытеснила машинная тяга, первый буксирный пароход на Волге появился именно в Рыбинске.
При городском голове Константине Ивановиче Расторгуеве на средства от выпуска облигационного займа в Рыбинске были обустроены водопровод и освещение, появились сады и парки, театр, открылись мужская и женская гимназии, Комаровское механико-техническое училище и ремесленная школа, речное и другие училища, земская публичная и биржевая библиотеки... Работали больницы, попечительские и благотворительные общества, приюты, воскресные школы, у города была своя пожарная охрана и полиция.
Рыбинское купечество и дворянство своей влиятельностью, образованностью и успехами в предпринимательстве, своей благотворительностью шагнуло далеко за пределы России. Карякин, Жилов, Журавлев, Дурдин, Чичкин, Ухтомский, Мыркин, Калашников, Наумовы, Тюменевы, Михалковы, Волконские - всех не перечесть, но с каждым именем и поныне связаны интереснейшие страницы истории, памятные и любимые горожанами места. Огромную роль в жизни рыбинцев играли величественный Спасо-Преображенский собор и шесть храмов в черте города, а рыбинских священнослужителей, таких, как протоиерей Родион Путятин и Алексей Золотарев, поныне называют не иначе как представителями богатырского сословия.
А если вы заглянете на ту самую выставку в музее, где екатерининское кресло соседствует с нынешней символикой округа, где все тот же герб с медведем, лестницей, по которой Екатерина поднималась в город с галеры, и стерлядками - символом богатства и благополучия города, вы узнаете еще немало имен, негромких, но удивительных. Был, к примеру, в Рыбинске Василий Наумов, каллиграфических дел мастер, который на обычной почтовой открытке переписал всего лермонтовского "Демона" и немного не успел дописать пушкинскую "Полтаву". Уникальная открытка побывала на всемирных выставках в Париже и Женеве, о чем свидетельствуют золотые медали. А рыбинский фотограф Алексей Симсон в конце XIX века впервые представил миру фотографии настоящих снежинок. Чтобы сфотографировать это чудо природы, он сначала охлаждал пальцы и ловил снежинки на паутинку. Награда - золотая медаль Парижской выставки и... неизлечимый роковой ревматизм. Париж-
ские награды привез за свои изразцы, признанные лучшими в мире, купец Аксенов.
Но мало, чтобы понять душу Рыбинска, только прикоснуться к музейным экспонатам или пройти по полуразрушенным улочкам старого Рыбинска, мало перечитать труды рыбинских историков, по крупицам восстановивших прошлое любимого города, - нужно с замиранием сердца постоять на городской окраине XI века, домонгольских времен, которую открыли миру рыбинские археологи под руководством Ирины и Александра Рыкуновых. Именно они, упрямо и терпеливо работая на Усть-Шексне в течение многих лет, собрали массу исторического материала, доказывающего, что возраст Рыбинска как городского поселения насчитывает минимум девять столетий, а не 225 лет! Чтобы услышать, как бьется сердце живого Рыбинска, прочтите стихи Людмилы Михайловны Марасиновой - историка, краеведа, учителя и ученого, в высшей степени гражданина своего Отечества:
Мой город родной, с Русью Волгой повенчанный,
Уже не шумят на твоих площадях бурлаки.
От прошлого ключ, старой славой помеченный,
Вот-вот упадет из твоей ослабевшей руки.
Ты пережил радость побед и печаль лихолетий,
На крышах твоих сединой серебрятся века,
И скрылись вдали караваны эпох и столетий,
И память о них унесла голубая река.
Но улочки эти в морщинках времен и усталости,
И шпиль золоченый, и биржа в цветных изразцах,
Вы с нами прошли через жизнь с колыбели до старости
И детскою сказкою в наших остались сердцах.
Мой город, поверь, скоро шумной, веселой толпою
Придет молодежь, чтоб тебя приласкать и сберечь.
И парус надежды трепещет над волжской волною,
И падает грусть с твоих хрупких и стареньких плеч.
С днем рождения, Рыбинск!