Его заместитель В. М. Ульяновский открыл торжественную часть кратким экскурсом в историю дороги и бодрым блиц-отчетом о ее сегодняшних достижениях. Директор музея Алексей Кузнецов провел обзорную экскурсию. Дизайн салона спроектировали два года назад в своих дипломных работах выпускники нашего художественного училища. Приспособлен под музей пассажирский вагон, отслуживший свой срок, реконструированный на производственном объединении "Севмаш" в Северодвинске. Экспозиция иллюстрирует без малого полуторавековую историю дороги, отцом-основателем которой был знаменитый капиталист и меценат Савва Мамонтов.
На фотографиях запечатлены люди, чьи имена в свое время знала вся страна. Среди них наши земляки: изобретатель автоматических тормозов Иван Матросов, министр путей сообщения Борис Бещев, машинист А. П. Папавин, ставший Героем Социалистического Труда в годы войны. Собраны здесь уникальные экспонаты, коим мог бы позавидовать любой исторический музей: редкие образцы служебной униформы, сигнальные - свечные, газовые, керосиновые - фонари проводников и обходчиков, прослуживший машинистам целое столетие деревянный сундучок для еды - "шарманка". Зрители смогут познакомиться с устройством паровозного гудка, который мало кто видел вблизи...
Осенью передвижной музей увидят на всех крупнейших станциях Северной железной дороги от Архангельска и Воркуты до Череповца и Иванова. В путь-дорожку отправится он уже в августе, став прицепным вагоном пассажирского поезда Котлас - Сольвычегодск.
На снимке: пока общественность открывала музей, бригада Валентина Кобылкова занималась своим обычным делом.
Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВ.