ОБРЕТЕНИЕ КОРНЕЙ
Одна из них - "Мастера русского авангарда" - столь социально и художественно значима, что не будет преувеличением назвать этот вернисаж событием общероссийского значения. На суд зрителей представлена совместная экспозиция произведений русских художников начала XX века из собрания переславского музея и частной коллекции фирмы из Израиля "E. Natanov Diamond LTD". За последние годы усилился интерес к творчеству художников-авангардистов. Прошли российские и зарубежные выставки "Амазонки авангарда", "Бубновый валет. Путь на запад? Путь к себе?", в которых принимали участие картины из переславского музея (И. Машков "Натюрморт с бананами", А. Лентулов "У Черниговской", Н. Удальцова "Композиция"). И вот новый вернисаж, на котором вместе с уже известными произведениями искусства экспонируются новые работы выдающихся художников русского авангарда - В. Кандинского, Н. Удальцовой, А. Явленского, А. Экстер, А. Лентулова.
Собравшиеся на презентации неизвестных до сего дня полотен музеологи из Третьяковки и сотрудники Переславского музея-заповедника буквально со слезами на глазах говорили о том, что мы являемся очевидцами величайшего процесса "снятия с полок", "премьеры" грандиознейших полотен, которые расширят наши знания о русском искусстве начала прошлого века. Сотрудница Третьяковской галереи Мария Валяева подчеркнула, что из этих работ, из этого культурного пласта выросла вся дальнейшая русская культура. В своих речах собравшиеся не только отдали дань памяти художникам, произведения которых долгие десятилетия были под запретом, но и с благодарностью вспомнили тех, кто все эти страшные годы усердного стирания из памяти людей знаковых страниц истории не побоялся сохранить эти произведения искусства.
Счастливую возможность лицезреть вновь обретенные полотна мы получили, как это водится, благодаря случаю. Представитель фирмы
"E. Natanov Diamond LTD" привез полотно Надежды Удальцовой в Москву - в Третьяковку - на экспертизу. Сотрудники засомневались и посоветовали обратиться к переславским галеристам, у которых есть одно из подлинных полотен этой художницы. Так родилась идея этой выставки.
Гости презентации охотно фотографировались на фоне полотен, что в общем-то не принято на вернисажах, объясняя сей эмоциональный порыв тем, что "пусть хоть фотография картин останется на память. Вдруг мы их больше никогда не увидим?" Но представитель израильской фирмы, в чьем частной собрании и находятся эти великолепные полотна, заверил, что эта небольшая по объему выставка - лишь начало совместной деятельности фирмы и переславских музеологов. В дальнейшем фирма планирует привезти еще несколько полотен художников русского авангарда.
ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
Вторая выставка - "Взгляд через объектив" - станет подарком и для гостей, и для жителей города. Она построена силами творческого коллектива переславских фотографов Олега Тоболича, Игоря Юнаковского и Евгения Мареева. С полотен фотохудожников - а назвать эти шедевры обыденным словом "фотография" просто язык не поворачивается - на нас смотрит Переславль - столь привычный и родной, в совершенно неизвестных ракурсах, пейзажах и фантазиях мастеров объектива.
Все они - настоящие профессионалы своего дела. Игорь Юнаковский работал для фирмы Ko-dak, президентского совета по культуре и спорту, публиковался в "Правде", "Аргументах", "Комсомолке". Олег Тоболич - участник выставки Гильдии рекламных фотографов, любит экспериментировать со светом. А Евгений Мареев первый кадр сделал отцовским ФЭДом. Пролетающая мимо ворона стала достойным объектом для первой фотосъемки. Ныне он лауреат фотоконкурсов "Славич", участник международной фотоакции "День в Тарту", технический редактор газеты "Славич".
И НЕ ИСПИТЬ ЛИ НАМ КВАСУ С ПИРОГАМИ?
Историческая выставка "Сто лет назад" рассказывает о городе на рубеже XIX - XX веков, дает возможность задуматься о том, насколько изменились провинциальные города России за сто прошедших лет. Эта выставка, по словам сотрудницы музея Натальи Левицкой, "выстрадана не одним поколением музейщиков и рождена их потом, кровью и бессонными ночами". В небольших, со вкусом оформленных экспозициях перед нами предстает типография Шаланина, куда с охотой обращаются предприимчивые купцы, заказывая рекламные листовки. Вот лишь две из них: "Сам ловил, сам солил, сам продаю", а рядом другая - "Сам не ловил, сам не солил, а дешевле продаю" - это купцы соревнуются, кто быстрее и больше рыбы продаст. С рекламной тумбы на нас смотрят привычные по телевизионным клипам "знакомцы" - фирмы "Магги" и "Нестле" рекомендуют к употреблению свой товар.
Но поспешим за экскурсоводом, представшим перед нами в образе гимназистки начала прошлого века в другой зал. Там идет пир горой: в чайной гости угощаются пирогами с черникой да свежим, на меду сваренным квасом. Тут же, над самоварами и жестянками из-под чая, замечательное высказывание: "Желаю всемерного распространения по всей земле русской трезвенного движения". И подпись - Николай II. Ну, как ослушаешься государева указа?
А гости между тем, наевшись-напившись, заглянули в магазин. Вон, видите, вывеска "Добротная одежда И. Д. Дьякова"? Здесь, покопавшись в гардеробе, можно найти и шляпку, и капор с кружевами, и пелеринку, а кому для особо торжественных случаев - пожалуйте, фрак и цилиндр. Посетители выставки, как дети, толкаются у старинного, в тяжелой резной раме, зеркала - всем хочется полюбоваться на себя в одежде своих прабабушек и прадедушек. Наряды разные, а вывод один - "хороши!".
Под все эти развлечения и забавы, однако, музеологами подведена серьезная научная база: развитие уездных центров во многом зависело от энергии и предприимчивости местных властей. Поэтому на выставке отражена и деятельность Переславской городской думы, и достижения крупнейших предприятий города. Музеологи постарались не зря - выставка удалась на славу. Да и ее официальный статус - "выставка находится под личным патронажем мэра города Евгения Мельника" - лишь подчеркивает, насколько важны для осознания себя как личности эти штрихи к портрету жизни наших предков.
На снимке: Н. УДАЛЬЦОВА. Композиция с четырьмя фигурами. Холст, масло, 69х108. Частное собрание, Израиль.