Готовиться к этому здесь начали еще зимой. Сотрудник Дома культуры Наталья Ларионова (она же и режиссер праздника) перечитала гору литературы о сицкарях.
- Сицкари считаются пришлым племенем. Это особая этническая группа русских, и выстроили мы театрализованную композицию на славянском эпосе, дохристианских традициях, - рассказывает она.
Все, кто пришел на стадион поселка Новый Некоуз 20 июля, оказывались в... девятом веке. Поле было поделено на несколько секторов. В одном шла бойкая ярмарка. На ней не только торговали деревянными шайками, кадками и глиняной посудой, но и прямо на месте умельцы демонстрировали свое мастерство. Вот полыхает огонь в горне, а молодой кузнец из Мышкина Николай Зайцев творит на глазах изумленного народа чудеса на наковальне.
- Я-то что, - скромно отзывается он. - Вот мастер наш, Василий Теркин, он специалист.
На заказ мышкинские кузнецы делают все, что угодно: и подковы, и решетки каминные, и перила узорчатые.
В другой стороне стадиона народ за плотников болеет. Соревнуются команды, состоящие из четырех человек. Задача - как можно быстрее и качественнее сложить сруб из двух венцов. После праздника эти срубы трансформируются в детские песочницы к радости многочисленной детворы. У каждой бригады своя группа поддержки.
- Болеем за наших плотников, - признается начальник отдела по делам культуры, молодежи и спорта Некоузского муниципального округа Антонина Александровна Шмагина. - Они у нас редкие умельцы, в лидеры точно выйдут. Владимира Савельева и Александра Маркова частенько в Москву да в Санкт-Петербург приглашают срубы ставить. А какие они делают оконные рамы, наличники! Все бы привезли на выставку, жаль транспорта не хватило.
Рубят плотники сноровисто, каждый своим топором. Заточка у них такая - как в масло, в сосновое бревно входят.
- Приятно смотреть на настоящих русских мужиков. Радостно, что не все променяли свои таланты на горькую, - делятся ощущениями гости праздника.
Многие из них пришли с детворой - пусть смотрят, учатся, опыт перенимают. А некоузские мастера прямо на месте объясняют "неграмотным" прописные истины:
- Нынче только двумя способами избы рубят: в чашу да в охряпку. А наш Василий Воронин умеет в крюк рубить, по-стариному. И на дом лучше не сосну пускать, а ель. Сосна-то она влагу в себя вбирает.
Умиляются люди, узнав, что в одной из плотницких бригад Некоуза свое искусство показывает целая
семья: отец Василий Лебедев и сыновья его Сергей и Николай.
- Нравится мне с деревом работать, хотя основная моя работа сторож, - рассказывает о себе Владимир Смирнов из Брейтовского района.
Он только что сумел отпилить от бревна "блин" толщиной не более 5 мм. Это еще один из конкурсов плотницкого мастерства. Владимир поднимает сосновый "блин" над головой и солнечные лучи пронизывают его насквозь - как прозрачный. Люди толпятся вокруг, трогают тончайшую древесину, вдыхают аромат сосны.
А посреди стадиона на сцене вовсю идет представление. На коне подъезжает бог Перун и дарит сицкому народу топор. По легенде, Перун - бог-громовержец, а молния чем-то напоминает топор, разрубающий небо. Потому и стал этот плотницкий инструмент священным орудием для славян. Актеры в льняных костюмах осыпают зрителей шутками и поговорками: "Мужик без топора хуже бабы", "Пришло время топору отличиться на миру".
В колорит эпохи IX века не вписывались лишь увеселительные аттракционы для детей. Администрация Некоуза устроила для ребятни настоящий праздник. Яркий батут, катание на лошадях, машинках и смешном паровозике доставили радость не только детишкам, но и их родителям.
А закончилось торжество далеко за полночь, когда над Некоузом отгремел праздничный фейерверк.
Фото