Главными исполнителями в нем были большие, выше человеческого роста куклы, говорящие голосами лучших артистов-волковцев: Сергея Тихонова, Феликса Раздьяконова. Управляли куклами артисты и студенты Ярославского театрального вуза, они же изображали и половцев, и ковыль, и облака, и горы, и землю. Это был один из первых спектаклей в новом здании театра на площади Юности. Сценарий спектакля-трагедии написала кандидат наук, сейчас профессор Ярославского театрального вуза Маргарита Георгиевна Ваняшова.
Как же состоялось это небывалое явление – трагедия на сцене кукольного театра? Заслуженный артист РФ Феликс Иннокентьевич Раздьяконов вспоминает, как позвонила ему Ида Петровна Спектор, рассказала о намерении ставить «Слово». Предложила озвучить куклу... князя Игоря. Артист удивился. Но согласился участвовать сразу, несмотря на занятость, потому что интересно стало: никогда не представлял себя в этой роли в кукольном театре! А С. К. Тихонова, тоже очень известного артиста Волковского театра, М. Г. Ваняшова «видела» главным героем, философом-поэтом Бояном. Ярославну предложили озвучить второкурснице Т. Малаховой. Голоса артистов записывали на пленку, а под эту запись на сцене двигались куклы.
Против фамилий преподавателей театрального вуза З. Зуб и Н. Редькина в програм-ме значится коротко: «пластика». Они ставили партитуру движений. Тогда, 20 лет назад, не было еще выразительно ярких тканей, машины, которая делает клубящийся туман на сцене, но были девушки и юноши, жаждущие на-стоящего искусства. Незабываемые картины складывались из движений кистей, изгибов тел, линий ткани. Огонь – красные перчатки, хищные птицы – черные, израненная земля – девушки в хитонах, горящая степь – ломаные линии тел, облаченные в черное.
Ида Спектор нашла удивительную художницу Ольгу Воронову, ленинградку, подарившую трагедии ее высокое скорбное звучание через образы, навеянные фресками Феофана Грека и Дионисия. Нынешний главный художник Игорь Бабанов участвовал в изготовлении кукол.
В запасниках театра еще и сейчас хранят куклы: князь Игорь, Ярославна, Кончак и Овлур. Поблекшие одеяния, выразительные, почти живые лица, чуть намеченные, невесомые фигуры. Странно прикасаться к их прозрачным плащам и держать в руках тонкие изящные кисти. По-прежнему играет в театре заслуженная артистка России Людмила Георгиевна Ковалева, в те годы Л. Кудрявцева, работавшая с куклами Игоря, Кончака, Святослава, Ярославны.
Премьера поразила всех. Непривычно большие куклы, говорящие голосами хорошо знакомых артистов, тревожно мечущиеся на заднике сцены тучи, птицы и стрелы, музыка К. Пендеревского, слова, знакомые со школьных лет, – все вдруг и сразу пронзало душу. Многие в зале плакали.
Можно было ожидать, что столь необычный спектакль станет визитной карточкой Ярославля. Как бы вахтанговской «Принцессой Турандот» с постоянно меняющимися артистами. Но вместо этого спустя два года после премьеры он внезапно пропал из репертуара. Этому событию предшествовали и продолжали его многие трагические истории. Когда-то, еще на премьеру, рассказывают, не попала Ольга Воронова, столько таланта отдавшая «Слову», не было ее и на гастрольных показах. Уехали из Ярославля режиссер Ида Спектор, хореограф Зинаида Зуб и «Ярославна» Татьяна Малахова, ушел из театра мастер, изготовитель выразительных кистей кукол Александр Фетисов.
Так и считают, что, промелькнув ярким метеором на ярославской сцене, исчезло «Слово». Ан нет. Сохранилась пленка , на которой записан весь спектакль. И однажды поздним вечером слушали эту удивительную запись Маргарита Ваняшова, Феликс Раздьяконов, Людмила Ковалева, вдова Тихонова Наталья Терентьева. В пустоте зрительного зала вдруг ожили силуэты древних героев, и поэт-философ произнес как пророчество для потомков, для нас:
В ваших сварах первые
вы стали
Наводить на отчий
кров поганых!
Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ