ческий экскурс. Большой дом
музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» давно нуждался в серьезной реставрации. Директор его Дмитрий Федорович Полознев всячески пытался изыскать средства для ремонта. В 1990 году вышел приказ областного департамента культуры о подготовке к празднованию 175-летия поэта, но вместо этого
из-за недостатка финансовых средств музей вообще закрыли. Даже «Ярреставрация» – организация, которой опыта в восстановительных работах не занимать, дело не продвинула, и в 1994 году Дмитрий Федорович встал на тропу войны. Обивая пороги чиновничьих кабинетов, он говорил о необходимости конкурса среди подрядчиков, чтобы выбрать не только умелых, но и финансово обеспеченных. Убеждать пришлось долго – только в 1999 году конкурс состоялся. Помог губернатор. Подряд взял на себя «Ярнефтехимстрой», и работа закипела. Стали поступать деньги из областного и федерального бюджетов. Но Дмитрий Федорович продолжал воевать. «Для музея важно как можно больше сохранить, а не разломать и выстроить заново», – говорил он, и два архитектора, сменяя друг друга, покинули Карабиху.
Мир между музейщиками и строителями был восстановлен с прибытием архитектора Натальи Михайловны Гончаровой. Вместе с Владимиром Владимировичем Титовым она нашла оптимальные решения по реставрации оконных рам, например. Очень важно было сохранить деревянные колоды в стенах, не заменяя их на современные крепления. Предложила Гончарова свой метод по очистке цоколя и укреплению фундамента. Но самым сложным оказались инженерные работы. Обновление канализационной системы, проводка электричества – все это невидимые миру слезы, по выражению Дмитрия Федоровича. Убедившись, что основные реставрационные работы закончены, он покинул должность директора музея. «Выработал ресурс», как говорит теперь сам. В 2001 году пришел в Карабиху Вениамин Иванович Лебедев, тоже опытный музейщик, к тому же имеющий солидную практику именно восстановительных работ. Он и встречал в минувшую субботу гостей, приехавших на праздник.
Шумно и многолюдно было в
Карабихе, несмотря на непогоду. Шумели уже в автобусах, следующих по маршруту № 105. Наприглашав гостей и по радио, и по телевидению, мэрия как-то позабыла о дополнительном транспорте. Словно сельди в банке, томились до прибытия в Карабиху почитатели поэзии Николая Алексеевича Некрасова. А ожидала их в этот день встреча с XIX веком.
Как только на веранде Большого дома началось представление актеров Волковского и театра под управлением Александра Циркова, хлынул ливень. Но любители поэзии продолжали лицезреть разыгрываемое действо, прикрывшись зонтиками. Посмотреть на самом деле было что: брат поэта Федор Алексеевич вместе со своим семейством завтракали на балконе, рассуждая о скором приезде в имение Николая Алексеевича. Дворовый Василий у заднего крыльца готовился подавать самовар хозяевам, а девка Катька как оглашенная носилась в сенник за сливками. Крестьянский люд под дождем ворошил сено, а развеселые девки с молодцами зазывали гостей праздника в свой хоровод. На поэтической поляне шла концертная программа «Культура некрасовского времени».
Для многих, приехавших на праздник с детьми, неподъемной оказалась цена билетов на выставки: за них нужно было заплатить от 4 до 6 рублей. Не все из прибывших решились на такие траты, а предпочли выставкам распивочные лотки, количество которых к тому же превышало численность книжных развалов. Как же получилось, что в некрасовский праздник за приобщение к народной культуре и истории самому же народу пришлось платить? Ведь европейские музеи, например, имеют один день в неделю для свободного посещения. Неужели музей поэта, открывшего бесплатную школу для народа и посвятившего «лиру народу своему», не в состоянии позволить себе такое хотя бы раз в год?
«Билеты для нас в этот день – показатель посещения экспозиций, – поясняет ученый секретарь музея Елена Вадимовна Яновская. – А кроме того, последствия праздника – беспорядок, грязь – надо будет ликвидировать. С помощью денег, полученных от продажи билетов, мы и приведем в порядок музей и территорию».
Чистка и на самом деле потребуется грандиозная. Ведь дорожки, ведущие к Большому дому, не успели полностью доделать к празднику, замостили лишь пятачок перед ним, и после дождя паркетный пол фойе буквально покрылся землей, принесенной на подошвах обуви посетителей. Музейных тапочек для всех не хватило, и многие по дому поэта вынуждены были бродить даже босиком.
...Закончилось торжество в седьмом часу вечера под звуки духового оркестра.
Праздник, главным событием которого стало открытие после десятилетней реставрации Большого дома, отгремел. Удался ли он?
Одни говорят, что да. На все сто! «Смотрите, с каким удовольствием лицезрели люди, даже далекие от поэзии, театрализованные постановки, слушали романсы и духовой оркестр». Другие с ними не согласны: «Брать деньги за посещение экспозиций в такой день! В музее такого поэта!» Но в одном сходятся все, с кем удалось поговорить на празднике: поэзия должна быть ближе к народу, доступнее. Но это, похоже, никого не волнует. Вспомним хотя бы бывшее здание Некрасовской библиотеки, что на нынешней улице Свободы. В 1902 году невестка поэта Наталья Павловна выкупила эту землю под народную библиотеку, и здание, считающееся памятником архитектуры, стоит на том месте и по сей день. Только приходит в него отнюдь не простой народ, а люди состоятельные. За... косметическими услугами.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.