Идея постановки появилась в ТО «Содружество актеров Таганки» почти два года назад. Наблюдая за реакцией на сказку нынешней молодежи, артисты, хорошо знакомые с автором, решили, что она по-прежнему актуальна и может сегодня стать той знаковой вещью, которая объединит поколения. Долго создавался актерский ансамбль, обдумывались детали. И наконец 28 мая состоялась московская премьера.
Спектакль в постановке руководителя МТЦ «Вишневый сад», народного артиста России Александра Вилькина со звездным составом исполнителей главных ролей (народные артисты России Алексей Жарков, Инна Ульянова, Юрий Смирнов) не остался в столице незамеченным, хотя Леонид Филатов скептически отнесся к идее новой постановки своей пьесы: слишком много за эти годы было непрофессиональных ее версий. Но получилось лучше, чем он ожидал, хотя замечаний автор высказал немало.
Законы антрепризы таковы, что спектакли играются только тогда, когда могут собраться вместе все приглашенные артисты. В результате спектакль, прошедший в Ярославле, стал всего лишь вторым после премьеры. Артисты сознательно поехали в другой город, чтобы проверить его на незнакомом зрителе. В итоге то, что увидели ярославцы, было «неразыгранно», сыровато и нередко разваливалось на отдельные, хотя и замечательно поставленные, сцены. Да и попытка осовременить пьесу выглядела нелепо. Одетый в омоновский костюм а-ля рус Федот в исполнении молодого артиста Александра Носика больше смахивал на недавно сыгранного им же прапорщика Змея в «Спецназе», чем на русского солдата. Царевен в купальниках в традиционных русских сказках тоже вроде не наблюдается.
Но несмотря на это, зрители приняли спектакль. Они долго не отпускали артистов: аплодировав и ставшему частью их жизни тексту Леонида Филатова, и тем, кто вернул их на короткое время в яркое перестроечное прошлое. А артисты обещали приехать к нам с тридцатым спектаклем, когда все будет выверено и обкатано. Чтобы ярославский зритель, что называется, почувствовал разницу.