Фильм был задуман известными продюсерами Джо Пастернаком и Луисом Майером самой мощной голливудской кинокорпорации «Метро-Голдвин-Майер» (в свое время поставившей «Унесенных ветром») и снят в 1951 году. Киноменеджер Джо Пастернак финансировал в основном музыкальные фильмы с участием знаменитостей с вокальными данными. Благодаря его уникальным способностям и умению вовремя разглядеть таланты и сделать их достоянием массового зрителя на киноэкранах заблистали такие имена, как Джуди Гарланд, Грета Гарбо, дирижер Леопольд Стоковский, испанский пианист Хосе Итурби, Дина Дурбин, Кларк Гейбл и др.
Имя Марио Ланца, обладателя прекрасного оперного голоса и великолепного тенора, появилось на страницах газет, когда певцу было двадцать лет, в 1942 году. Вот тогда-то Марио Ланца и заметил вездесущий Голливуд и предложил ему сниматься в кино. Тысячи людей буквально были потрясены голосом певца, его мощью и красотой. Американские газеты и журналы позволили сравнить его с великим Карузо. В мир американского искусства входил новый кумир. Один за другим выходят фильмы с участием Ланца: «Полночный поцелуй», «Любимец Нового Орлеана», в которых обыгрываются некоторые страницы биографии самого певца. И вот директор киностудии «Метро-Голдвин-Майер» мистер Майер решил снять фильм об Энрико Карузо. И Майер не ошибся в своем любимце, поручив сыграть главную роль Марио
Ланца.
Ланца с большой ответственностью готовился к этой роли, изучив все подробности жизни Карузо, подражал его походке, манерам и даже одевался как Карузо. Но Голливуд есть Голливуд. «Великий Карузо» – чисто американский фильм, и его авторы были заинтересованы создать в меру серьезный фильм, но в то же время думали о вкусах широкого зрителя. То, что для фильма не написано ни одного шлягера, говорит о серьезных намерениях и продюсера, и музыкального руководителя. В фильме Марио Ланца поет только сцены из опер, неаполитанские песни и романс «Потому» на английском языке (который исполнял Карузо). Но шлягер выявился сам, стихийно. Для сцены, в которой жена Карузо (ее играет очаровательная Энн Блайт) танцует с мужем и напевает песню, композитор Аронсон обработал старинный вальс «Над волнами».
В нашем прокате фильм появился уже после смерти Марио Ланца, в 1960 году, и сразу стал популярным. Поклонников искусства выдающегося американского певца и актера сейчас великое множество. Но в нашей стране о жизни певца знали очень мало, она обрастала легендами и «скандальными слухами».
По велению сердца о своем кумире детства написал книгу известный советский певец Муслим Магомаев. Он сделал передачи о нем на телевидении и по радио и содействовал выпуску сериала пластинок этого исполнителя в Советском Союзе.
Своим пением – в кино и на сцене – Марио Ланца дарил людям величайшую радость. Его называли «солнечным парнем из Филадельфии». В обыденной жизни он был щедрым, помогал неимущим и давал просящим. За четырнадцать лет своей творческой жизни (а прожил он всего 38) Ланца снялся в семи картинах, записал около восьмисот произведений, в том числе три оперетты. Если бы Ланца не ушел по собственной воле в кинематограф и эстраду, он стал бы величайшим оперным лидером. Когда-то легендарный маэстро Артуро Тосканини, услышав голос Марио Ланца, воскликнул: «Это величайший голос ХХ века!» Его слова предвосхитили будущее. После Марио Ланца мы слышали многих прекрасных теноров, но голос кумира 40 – 50-х годов по красоте пока не имеет себе равных.
* * *
Среди читателей, ответивших правильно на вопрос конкурса, который был объявлен «СК» 12 апреля, победителями стали Людмила Петровна Климова и Людмила Ивановна Степанова. Поздравляем их и приглашаем в редакцию за билетами на фильм «Великий Карузо».