Пермский клуб «Гротеск» был представлен несколькими парами танцоров, выступающих на... инвалидных колясках. Они, конечно, не соревновались в официальной программе – их выступления были показательными и предваряли вторую, финальную часть турнира. Но уже по их прибытию в выставочный центр «Старый город» стало понятно – называть инвалидами этих людей мало у кого повернется язык.
Во-первых, со своими средствами передвижения они управлялись не хуже, чем обладатели полного комплекта конечностей – со своими. К примеру, свободно одолевали не самые крутые лестницы. Или легко лавировали в толпе зрителей, плотно окружавших танцевальный настил. Во-вторых, они совершенно не тяготились своим положением и выглядели весьма довольными. Смотрелись наподобие своих коллег, присевших в кресла после очередного номера программы. Руководитель пермской делегации Екатерина Манохина заметила по этому поводу, что пермских танцоров и узнают по манере держаться и красоте. А когда они надевают костюмы, так тут вообще – только держись.
Чтобы не быть голословной, Екатерина попросила чемпионов России, обладателей Кубка мира 2004 года и финалистов Кубка Евразии 2005 года Романа Энса и Ксению Гиниятуллину продемонстрировать частичку их мастерства. Что и было сделано прямо в вестибюле «Старого города». Охали только старушки-гардеробщицы. Остальные (а на соревнованиях танцоров это либо спортсмены, либо тренеры) смотрели на своих коллег как равные на равных.
Помимо варианта «дуо», когда оба партнера имеют физические ограничения, в показательных выступлениях был представлен еще и вариант «комби», когда один из партнеров – человек физически вполне состоятельный. Тоже весьма показательно – как в части собственно танцев, так и в отношении людей с ограниченными физическими возможностями. Одна из танцоров этого направления Рузанна Казарян, женщина эффектная даже на фоне десятков окружающих танцовщиц, заметила по этому поводу, что такие танцы позволяют стереть границу между людьми разных возможностей, что лично ей дает куда больший потенциал для самореализации, чем обычная танцевальная программа.
Кстати, о самореализации. Среди пермских танцоров практически нет людей, не занятых в жизни еще каким-либо трудом, дающим дополнительные средства к существованию. И если ряд спортсменов трудится на привычных для их жизненной ситуации работах (диспетчерами на домашних телефонах, к примеру), то есть и девушка, у которой делает маникюр весь пермский бомонд.
– Большинство ребят, пока не начали заниматься тан-цами, существовали на пенсию, – рассказывает Екатерина Манохина. – Но новая жизнь буквально заставила их перейти к новым реалиям. Потому что дома можно сидеть в какой попало одежде. Выступления требуют как минимум концертных костюмов. Да и средства на дорогу к соревнованиям не всег-да удается добыть с помощью спонсоров.
В Ярославле такого направления танцевального спорта еще нет – пока на этом пути замечены такие города, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ульяновск, Тюмень... Возможно, появление на турнире пермских мастеров позволит сделать еще один шаг на пути самореализации наших земляков с ограниченными возможностями.
Сам же по себе турнир стал очередным шагом Ярославля на пути к национальному и даже международному признанию. Уровень его организации, представительства (в соревнованиях приняли участие лучшие танцоры из всех регионов страны), претензии ярославских танцоров на высшие места практически во всех отделениях программы свидетельствуют об этом.