Остроумные молодые литераторы создали незабываемый образ типичного русского чиновника, время от времени изрекающего избитые истины. Но – это же надо! – все его банальности непостижимым образом оказывались и сейчас оказываются ко двору, многие из них повторяются даже теми, кто и не подозревает, кого цитирует. Секрет тут, впрочем, небольшой: сквозь прутковские афоризмы просвечивает ехидный сарказм их создателей, их крайняя непочтительность по отношению к власть предержащим.
Что ж, включимся в эту кампанию и мы, расцветив события минувшей теленедели цитатами изречений этого выдающегося персонажа. На следующий день после рождения Козьмы, 12 апреля, страна отметила полет Юрия Гагарина. Сегодня космонавт – просто еще одна хорошая профессия, никто, наверное, не помнит фамилии последних космических героев, не говоря уж о дублерах. А ведь было время... «Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?»
Россию взволновал только что состоявшийся православный собор, на котором митрополит Кирилл заявил, что нам не подходят западные моральные ценности, что у нас собственный путь, по которому мы и пойдем. Правда, помнится, совсем другой деятель уже заявлял, что мы пойдем другим путем, более того, с чем-то семьдесят лет мы своим путем уже шли и куда пришли, нам всем очевидно, но – «Усердие все превозмогает!», а старые грабли все стоят и стоят на нашем пути.
Всех нормальных россиян всколыхнули ставшие чуть ли не ежедневными нападения бритоголовых отморозков на иностранцев с нерусской внешностью. Правда, коммунисты и «патриоты» из «Родины» и родственных структур настаивают, что эти случаи – просто шалости пьяных хулиганов, которым все равно кого бить. А ксенофобии в многонациональной России быть не может. Не может, потому что не может быть никогда. По логике они даже вроде бы и правы, одна беда: действительность опровергает их железобетонную уверенность. По данным статистики, 13 – 14 процентов россиян поддерживают скинхедов. Недавно на стене одного киоска на улице Свободы некоторое время красовалась надпись «Ярославль для русских». Что ж, будем помнить, что «Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна».
Ну без черепахового супа мы, думаю, перебьемся, а вот немного мудрости нашим политикам и кое-каким гражданам не помешало бы. Впрочем, отморозки и в самом деле одними «черными» не ограничиваются. Из Калмыкии сообщают о бандах безработной молодежи, которые нападают на всех, кто им встречается, подобно, по выражению местных властей, «стае шакалов». А что вы хотите? Работы нет, заняться нечем. Ну это ничего, зато президент Калмыкии, большой любитель шахматного искусства, все еще не отказался от идеи построить в республике столицу шахмат, этакие Нью-Васюки. Мудрый человек знает что делает, ведь «только в государственной службе познаешь истину».
Другие познавшие истину госчиновники ратуют за ужесточение мер против всех этих «шакалов», чуть ли не до смертной казни. Отморозков ни капельки не жалко, но только «имея в виду какое-либо предприятие, помысли, точно ли оно тебе удастся»: ведь очевидно, что нельзя устранить беду, не затрагивая ее корни, а тут одними карами не отделаешься. «Начинай от низшей степени, чтобы дойти до высшего; другими словами, не чеши затылок, а чеши пятки».
В Астрахани власти требуют сломать мечеть. Видать, «карикатурного скандала» им мало, хочется, чтобы было погорячее. И ведь добьются своего, ох, добьются. Ребята, опомнитесь! «Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!»
В формате передачи «Что делать» обсуждалась горестная судьба российской науки. Сегодня, узнали мы, весь бюджет Российской академии наук – это треть бюджета одного крупного американского университета. В «восьмерке» крупных держав, в которую любезно приняли и нас, бюджет на науку в каждой из семи стран – что-то около двух миллиардов долларов, и только в восьмой – полмиллиарда. Догадайтесь, в какой. Самое интересное, что наша наука при всем при этом – совсем не на последнем месте. Если считать в процентах к бюджету, то число нобелевских лауреатов у нас в два раза больше, чем у богатых янки! Не устаешь восхищаться: сегодня любой крупный российский ученый с радостью будет принят в лабораторию самого крупного исследовательского центра мира – а он, безумец, остается в России на нищенской зарплате с допотопным оборудованием и еще делает открытия мирового значения. Наверное, по утрам декламирует бессмертное прутковское «Если хочешь быть счастливым, будь им».
Началась винная война России с Грузией и Молдавией. С одной стороны, все правильно: уж коли количество вывозимого к нам вина превышает весь объем производимого в этих странах винограда, к экспортерам возникают вопросы: на бутылке написано «Хванчкара» или «Ркацители», а на деле там – сами понимаете что. Так что последуем совету мудрого Козьмы: «Если на клетке слона увидишь надпись «буйвол», не верь глазам своим».
Но, с другой стороны, сами виноделы честно предупреждают: если бутылка стоит меньше пятнадцати долларов, то перед вами суррогат. А в наших магазинах вино с красивыми этикетками нередко стоит доллара три – четыре. Это со всеми торговыми наворотами. Так чего вы хотите кроме красителей и вкусовых добавок?
И опять же: почему-то вина из недружественных Грузии и Молдавии у нас запрещаются, а из симпатичного нам Приднестровья – нет. Виноград у них другой что ли? Торговцы все поголовно честные? Или, страшно подумать, политики тут куда больше, чем заботы о благе народа?
А из Грузии с Молдавией между тем в Москву примчались эмиссары с ящиками настоящего вина и предлагают экспертам попробовать: где вы видите тут пестициды? Где пресловутые тяжелые металлы? Нет их тут и в помине, тем более что пестициды вообще разрушаются при брожении, и как их Онищенко учуял, уму непостижимо. Но разве кто не верит, что подлинные вина из этих южных стран – чудо что такое? И если мы теперь приналяжем на пиво и водку, главному санитарному врачу придется звать на помощь вездесущего Сергея Шойгу. В общем, «люби ближнего, но не давайся ему в обман!»
А запрещать – это мы умеем. Вот на этой неделе надумали запретить чиновникам употреблять слова «доллар» и «евро». Только «рубль». Названия чужих валют объявлены нецензурными, вроде мата. Запретим, и рубль сразу приобретет международное уважение, станет полностью конвертируемым. Просто и недорого. Правда, «бывает, что усердие превозмогает и рассудок!»
Ну и, конечно, в наши дни разве обойдешь знаменитый прутковский «Трактат о введении единомыслия в России». Вспомним самое начало: «Наставить публику. Занеслась. Молодость; науки; незрелость!.. Вздор!.. Убеждения. Неуважение мнения старших. Безначалие. «Собственное» мнение! Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?» Вам это ничего не напоминает? А опубликовано впервые, между прочим, в 1863 году, почти что полтора века тому.
Помнится, в мои аспирантские годы, готовя стенную газету к майским праздникам, мои коллеги изобразили демонстрацию аспирантов, несколько переделав строчки из прутковского «Церемониала»: «Чтобы представить лицо науки, все мужчины погладили брюки». Пусть и мне будет позволено воспользоваться тем же текстом и сказать что-нибудь вроде: «Чтобы представить лицо страны, политиканы спустили штаны». Грубовато, конечно, получилось, но по сути что-то слышится родное.