Анонса этого представления в афишах не было. Тройка студентов нашей театралки – Ирина Наумкина, Юрий Круглов и Сергей Виноградов, слегка приглушив возвышенный пафос, разыграли отрывки из легендарной постановки. Так начались научные чтения, приуроченные к 215-летию выхода в Ярославле первого провинциального журнала «Уединенный Пошехонец».
Редактор его Василий Санковский был верным сыном своего века и вовсю лицедействовал на журнальных страницах. То в заголовке статьи назовет окружающую действительность «всеобщей комедией», то обнародует «письма к приятелю» якобы античного поэта Овидия, то сошлется на некоего, никогда в природе не существовавшего американского классика Кулея.
Воспитанник двух (!) духовных академий и Московского университета, редактор «Пошехонца» и в жизни был заядлым театралом. На премьеру «Синава и Трувора» в доме губернатора Мельгунова – четверть века спустя после смерти Волкова, но с участием его сподвижника и друга Дмитрев-ского – редактор откликнулся приветственной одой и рецензией в стихах.
Оба сочинения тоже исполнялись на чтениях – эпилогом истории о юных братьях-князьях и о прекрасной Ильмене, трагедии на нетленную тему о долге и ни в какую не желающем с ним считаться чувстве. Подробнее о «театральных опытах» первого русского провинциального журналиста размышляла инициатор сенсационного показа профессор театрального института Маргарита Ваняшова.
Вместе с другим докладчиком – коллегой из педуниверситета Евгением Ермолиным она постаралась весьма сильными доводами, опираясь на тексты самого издания, развеять довольно стойкую завесу из предрассудков и кривотолков насчет того, что настоящей журналистикой в эпоху Просвещения следует признать только критику устоев крепостничества Радищевым и Николаем Новиковым.
Исходя из этого, ярославский «Пошехонец» был-де не более чем дачной забавой господ аристократов Санковского и Мельгунова или, как изволил выразиться один современный ученый муж, «франкмасонской макулатурой». На чтениях разговор шел совсем другой. «Ежемесячное сочинение на 1786 год» (содержащее, читаем под заглавием на титульном листе, «благотворительные и человеколюбивые деяния, оказываемые частными людьми к общественной пользе»...…) и в наши дни может стать поучительным чтением для тех, кто верит, что общество можно улучшить силой закона и разумных доводов, а ответы на вечные вопросы бытия предпочитает искать и находит в собственной душе.
К такому суждению коллег, явно ставшему неожиданностью для многих слушателей, присоединился и третий докладчик на чтениях – ведущий научный сотрудник госархива области, главный редактор журнала «Ярославская старина» Ярослав Смирнов. Во всех подробностях осветил он вполне практический вопрос о том, как покончить с одиозной репутацией «Уединенного Пошехонца» как журнала, который мало кто держал в руках даже среди специалистов.
Он стал библиографической редкостью уже в пушкин-ские времена. Переиздание же его еще полвека спустя ярославским журналистом и поэтом Леонидом Трефолевым, как принято было думать до последнего времени, «не состоялось» из-за цензурных препон, а возможно, еще и по причине материальных затруднений издателя. В пику такому мнению молодой архивист впервые рассказал об итогах, и тоже во многом сенсационных, своих разысканий последних лет.
Трефолеву, как выясняется, все же удалось отпечатать комплект журнала в местной земской типографии, правда, в считанных экземплярах. Затем один из комплектов новинки вместе с принадлежавшим Трефолеву подлинником попал к московскому библиофилу и антиквару Павлу Шибанову, задорого – по некоторым данным, за 10 тысяч рублей – купившему у наследников Трефолева всю его замечательную библиотеку.
Последним владельцем раритета был кремлевский фаворит поэт Демьян Бедный. В конце концов обе подшивки попали в Государственный литературный музей, где Смирнову с ними и посчастливилось поработать. Более того, повышенный интерес исследователей к этой проблеме заставил повнимательней присмотреться к собственным богатствам и ярославских музейных хранителей.
Заведующая отделом историко-архитектурного музея-заповедника Татьяна Гулина в один прекрасный день сообщила Смирнову, что музей располагает не только разрозненными номерами первоначального «Уединенного Пошехонца», но и комплектом, выпущенным Трефолевым.
В общем, все созрело для того, чтобы издание-невидимку вывести на свет Божий. Полный электронный набор подшивки за 1786 год в компьютере у Ярослава Смирнова теперь есть. В замыслах у него – выпуск первого провинциального журнала в серии «Литературные памятники» – вместе с текстами докладов на декабрьских чтениях. Теперь дело за сущим «пустяком»: надо искать на это средства.