Многообразие ее форм не перестает восхищать: это и станковая графика (то есть рисунок, не имеющий прикладного значения); и книжная, включающая в себя иллюстрации, виньетки и заставки; и промышленная – художественное проектирование этикеток, эмблем, товарных и денежных знаков.
А ведь есть еще экслибрис, плакат, компьютерный дизайн и даже столь редкая сегодня графика письма, или, по-другому говоря, каллиграфия, имевшая особенное художественное значение в эстетических системах древности и ислама...
Однако, как тонко заметил некогда Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Последуем его совету и остановим свое внимание на станковой уникальной графике, экспозиция которой открылась в выставочном зале Союза художников.
Главный «несущий» материал графики – бумага – предопределяет классическую роль белого фона, на котором большую выразительность обретают монохромные (в черном цвете, в серой тональности) изображения. В графике основными средствами выразительности являются линия, штрих, контур, пятно. Графика, если хотите, это самый беспристрастный экзаменатор художника: когда весь боевой арсенал – лист бумаги да карандаш (фломастер, уголь, тушь, гуашь – не столь важно), сразу становится ясно, умеет человек рисовать или, извините, нет. Те из ярославских художников, кто не побоялся «выйти к доске», экзамен выдержали достойно, продемонстрировав бесконечные возможности такого, казалось бы, лаконичного вида искусства.
Это и обстоятельность, педантичность Юрия Лободы: его «Липы» и «Проезд на Революционную» фотографичны. Реалистичному рисунку отдает предпочтение и Олег Отрошко, наш известный ярославский Пришвин от мольберта. Косолапых топтыгиных, блюдцеглазых сов, нахальных полосатых кабанчиков, созданных художником, практически невозможно отличить от их живых собратьев.
А вот диковинного зверька, называемого бамбром, сравнить не с кем. Что и неудивительно: его придумала ярославская художница Наталья Старковская. Хотя в экспозиции представлены целых четыре зарисовки из насыщенной приключениями жизни этих пухлячков с кисточками на ушах и на кончике длинного хвоста, доподлинно про них известно только одно – черешню они просто обожают.
Обращают на себя внимание декоративные рыбы переславской художницы Елены Дворниковой, достаточно интересны колоритные, сочно прорисованные натюрморты Ирины Дербеневой. Безусловно, найдутся горячие поклонники и у работ лауреата обла-стной премии имени Опекушина Владимира Горячева. Словом, выставка получилась информативно богатая, щедрая на небольшие, но приятные откровения и открытия, по-весеннему свежая и совсем не мрачная, несмотря на черно-белый колорит.