В Ярославском музее-заповеднике, где несколько лет назад выставлялись невьян-ские иконы из коллекции Ройз-мана, помогли разыскать ярославского коллекционера, у которого Ройзман действительно приобрел икону, о которой, видимо, и идет речь.
Никаких комментариев по этому поводу получить не удалось, коллекционер лишь подтвердил факт продажи и то, что икона невьянская, сославшись на то, что вся остальная информация может быть предоставлена только с согласия владельца музея. Со своей стороны, тот от подробностей уклонился.
«Кухня» коллекционеров, как правило, закрыта для посторонних глаз. В какой-то степени это объяснимо, ведь в их руках нередко оказываются настоящие сокровища.
Невьянская икона – малоизвестная страница истории русского искусства. Несмотря на то, что эти иконы не столь древние, они создавались в XVIII – XIX веках, до недавнего времени сведения о них были весьма скудные. И понятно: Невьянск – духовный центр уральского старообрядчества.
Здесь были сосредоточены иконописные мастерские всего края – со своим стилем письма, цветовой гаммой, художественными особенностями. Главная из них – сплошное золочение. Оно заполняло и средник, и поля, обогащалось гравировкой, черневым узо-рочьем.
Живопись хранила древнерусские традиции, улавливала веяния нового времени и одновременно отражала реалии горнозаводской действительности – так сложилась ее самобытность.
Невьянск вырос из поселка при металлургическом заводе, основанном в конце XVII века в верховьях реки Нейвы (Невьи). Это первая горная столица Демидовых.
Глаз ярославца сразу зацепится за эту фамилию. Но стоит обратить внимание и на другие связи. Искусствоведы считают, что при всем уважении к древней иконописной традиции невьянская школа опиралась прежде всего на традиции, заложенные изо-графами московской Оружейной палаты и развитые в Ярославле, Ростове Великом и Костроме.
На продажу невьянские мастера не писали – только под заказ. В числе заказчиков были старообрядцы-заводчики, откупщики, золотопромышленники. В коллекции, с которой сегодня могут познакомиться все желающие, – иконы, хранившиеся в когда-то запрещенных единоверческих церквах Екатеринбурга и Свердловской области, некоторые привезены из экспедиций в Невьянский район.
В Ярославле это уже вторая находка. В 1920 – 1925 годах в музей Уральского общества любителей естествознания из Ярославля поступила икона «Спас Вседержитель на престоле с припадающим Сергием Радонежским и Макарием Желтоводским и Унженским» (первая половина – середина XVIII века). Похоже, в нашем городе кто-то знал толк в «золотых» иконах. Не связан ли как-то этот след с фамилией Демидовых? Может быть, основав в Ярославле университет, Павел Григорьевич Демидов оставил здесь еще какой-то знак уважения к городу?