– Что хранят люди за двойными дверями с домофонами? Понятно, что главным образом ценности материальные. Но и кое-что еще, чего не увидишь в музеях и галереях: привычный домашний антураж, настольные безделушки, выцветшие фото, карандашные наброски, черновики стихов, да мало ли чего еще. В них, если даже они не относятся к семейным реликвиям, твоя память, пережитое, история души. Мы в ту «тайную комнату» обычно никого не пускаем. А что, если постучаться, может, откроют?
Однажды в свой любимый «Арс-Форум», где до того бывала она только зрителем, Светлана принесла проект перформанса «Двери открой». Людей рисковых там любят, предложение было не просто принято. Выдали карт-бланш на исполнение – поощрили за храбрость. Намедни Светланины двери открылись.
Чтобы зайти в гости к Дыниной и ее друзьям – безымянным соавторам, вовсе художниками себя не считающим, ярославцам, москвичам, ивановцам, студенческого и старшего школьного возрастов, – первым посетителям выставки пришлось с зажмуренными глазами шагать сквозь «закрытые двери», протискиваться в узковатый проем, затянутый газетными листами.
Авторы и их группа поддержки били в барабаны. Перед щитом с детскими рисунками кто-то пытался встать на руки, кто-то импровизировал в свободном стиле танца модерн. Некоторые, углубившись в собственное «я», просто сидели на полу, поджав ноги. С потолка на нитках свисали гуттаперчевые пупсы. Как стеклышки рассыпанной мозаики, на каждом шагу встречали мы осколки чьей-то жизни: старые кеды, оконные рамы без стекол, магнитофонные кассеты без пленки, гитару с сиденьем от унитаза вместо деки.
Было тут и «кресло для медитации», подозрительно похожее на остатки отслужившей свое кушетки, и включенный в розетку электросети «аппарат для связи с космосом» – из проволоки и фанерных реек. На разрисованной на все лады шахматной доске остались только две фигуры, черная и белая. По ней, как по столу неряхи, в беспорядке разбросана всякая мелочовка, вроде автобусных билетов. Закончены игры, прощай, детство?
Есть на выставке «Двери открой» еще и такой экспонат с намеком: скроенная из куска ткани дорога с разделительной полосой и настоящим рюкзаком на «обочине». Пора в путь, двери открыты...
Послесловие к проекту – за артдиректором «Арс-Форума» Юлией Кривцовой:
– Соглашусь с теми, кто считает, что Светлана со товарищи устроила веселые проводы детства. Бездумных приколов в экспозиции почти нет. Откуда, например, взялись на вернисаже барабаны? Да из жизни. Светлана рассказывала, что бывает на музыкально-этнографических фестивалях, где учат играть на всяких экзотических инструментах, вроде ударных, каких на эстраде не увидишь. Дорога для Светланы – целая жизненная философия, Дынина – большая любительница путешествовать автостопом. А вообще тут, пожалуй, первый в практике «Арс-Форума» случай, когда человек с улицы не только подал смелую идею, но и показал, что же в итоге может получиться. Это по-нашему.