О том, как все начиналось, очень хорошо помнит Галина Андреевна Валяева, с самого первого дня работающая в Лермонтовской. Библиотека располагалась на нынешнем Ленинском проспекте, в пятиэтажке – единственном «настоящем» доме, окруженном частными постройками и огородами. Весь нижний этаж отдали под книгохранилище. Читальный зал вмещал 100 человек, а сотрудников было всего трое. Первой заведующей назначили Надежду Уткину.
– Ни объявлений, ни сообщений об открытии библиотеки не было, – вспоминает Галина Андреевна, – и мы все переживали, что никто не придет в первый день. А на самом деле выстроилась очередь! И к концу дня набралось более 250 читателей.
– Какие книги тогда спрашивали?
– Запомнилось, что буквально за несколько дней были выданы абсолютно все имевшиеся в наличии (а это целая полка!) книги Нагишкина «Сердце Бонивура». Мальчишки очень любили брошюры по радиоделу. По схемам собирали приемники и магнитолы и приносили потом нам показать. Так что в первую очередь у нас пропадали книги для радиолюбителей... Умыкнуть какую-нибудь книгу из библиотеки стремились часто. Когда на пике популярности был Дюма, похищали в основном его романы. Спустя какое-то время мода менялась – выносили других писателей. Особенно обидно было, когда нам звонили из магазинов, куда пытались сдать украденное. Ведь воришки часто тащили литературу не потому, что хотели пополнить домашнюю библиотеку, а чтобы пропить вырученные от продажи деньги.
Первые библиотекари старались не просто выдать ту или иную книгу, но и разузнать, чем живет читатель, что его интересует. Четырнадцатилетним предлагали литературу о комсомоле (чтобы облегчить путь в ряды «верных помощников партии»), беременным женщинам обязательно рассказывали о новинках, посвященных будущей маме и малышу. Традицию общения стараются сохранить и нынешние библиотекари. Наверное, поэтому читателей за эти годы прибавилось, сегодня их уже более 18 тысяч.
– Ярославцы нас очень любят, – рассказывает директор книгохранилища Светлана Ахметдинова. – Это чувствуется по тем теплым взглядам, которыми одаривают люди меня и моих сотрудников, когда узнают, где мы работаем.
Светлана Юрьевна из тех, о ком говорят: прошла все этапы пути – от рядового библиотекаря до директора. Она возглавляет коллектив чуть более пяти лет и еще очень молода, а вот большинство сотрудников – люди предпенсионного возраста. Молодые если и приходят, то, как правило, подзаработать во время учебы, а после окончания вузов находят более хлебные места. Проблема кадров здесь еще острее, чем в образовании, ведь ставка начинающего библиотекаря до недавнего времени была 960 рублей. С 1 октября государство немного подкинуло денег, теперь стартовая зарплата слегка превысит полторы тысячи. Вряд ли выстроятся очереди из желающих получать такие «деньжищи».
А ведь Лермонтовская всегда славилась своими кадрами. Уже много лет отдел комплектования в библиотеке возглавляет Александр Рюмин. Он работает в топонимической комиссии при мэрии Ярославля, и без его участия не обходится ни одно обсуждение, касающееся переименования городских улиц и площадей.
Если нужна краеведческая информация – поможет Любовь Мельникова. В ее ведении электронная база данных, в которой собрано все о нашем городе. Да и у многих других специалистов библиотеки (всех не перечислить) часто консультируются местные авторы, прежде чем написать очередной фолиант о Ярославской земле.
Библиотека неоднократно собирала гостей международных конференций, сама участвует в российских и зарубежных. Ее сотрудники уже побывали на Украине и в США, а Россию изъездили вдоль и поперек.
– Но этого мало, чтобы развиваться дальше, – говорит Светлана Ахметдинова. – Нужны молодые специалисты, новые компьютерные программы, которые позволят автоматизировать выдачу книг. И тогда, как в лучших книжных супермаркетах, можно будет, нанеся штрих-код на обложку, выставлять литературу для свободного доступа. Библиотека сохраняет знания о мире, накопленные человечеством веками. И она не должна оставаться на задворках культуры.