Мы недаром поставили гитару в судьбе ярославца Альберта Федоровича Москвина на первое место: сегодня во Дворце культуры имени А. М. Добрынина пройдет посвященный его 70-летию большой концерт «Калейдоскоп гитарной музыки».
– Гитару-то в руки, Альберт Федорович, берете иногда?
– Почти каждый день, когда инструмент под рукой. Ну и когда на душе кошки скребут. Гитара для меня лучше валерьянки.
– Это вы серьезно?
– Вполне. Не мной доказано, что музыка лечит. Недаром же искусствоведы считают: Моцарт и Чайковский сочиняли в ритмах сердцебиения. Вибрато струн, совпадая с биоритмами частотой колебаний, приводит в порядок – сужу по себе – дыхание, пульс, артериальное давление.
– Вас такой замечательной терапии кто учил?
– В студенческие годы в Ленинграде услышал по радио передачу о выдающемся гитаристе Петре Исакове – он аккомпанировал еще Собинову и Шаляпину – и испытал настоящее потрясение.
– Исаков, это который в эвакуации жил в Ярославле, служил штатным гитаристом в филармонии?
– Он самый. Так вот, однажды я случайно увидел объявление о наборе в класс гитары «Неаполитанского оркестра» при Дворце культуры имени Первой пятилетки. В общем, правильной посадке учил, руку ставил мне сначала незабвенный добродушнейший Петр Иванович, а затем его ученик лауреат международных конкурсов Лев Филиппович Андронов.
– О карьере профессионала подумывали?
– Подумывал. После окончания в хрущевскую оттепель химфака университета я по распределению приехал в родной Ярославль...
– Ну и?..
– Наука затянула с головой, и юношеские мечтания пришлось отставить до лучших времен. Работал в институте мономеров. Но лет с десяток гитара была, можно сказать, моей второй специальностью.
– Это как?
– По собственной инициативе открыл класс шестиструнки и организовал первый в Ярославле ансамбль (из десяти исполнителей!) на культбазе моторного завода. Когда в 1965 году открылся Дворец культуры на Юбилейной площади, студия и ансамбль перебрались туда.
– После войны ведь гитару всячески отлучали от сцены, как отъявленную космополитку. В оттепель ее что, реабилитировали?
– После смерти Сталина вышли самоучители Иванова-Крамского и Агафошина, в продаже появились шестиструнные гитары классического строя. Тем не менее авторитета в народе ей явно не хватало, и его надо было в трудах праведных завоевывать.
– Из вашего ансамбля, тогда чуть ли не единственного на Верхней Волге, говорят, вышли едва ли не все местные гитаристы.
– По крайней мере, скажу без ложной скромности, лучшие из них – Владимир Красовицкий, Евгений Сачков, ныне здравствующий Анатолий Шелехов. Мои ученики Владимир Белышев и Валерий Громов стали выпускниками класса гитары Белорусской консерватории – оба сейчас живут в Минске.
– Кого из них мы услышим в субботнем концерте?
– Шелехова, а из следующего поколения – Красовицкого. Насколько мне известно, выйдет на сцену в этот вечер весь гитарный бомонд города. Из молодых назову двух Андреев – программиста Пряхина и профессионального музыканта Харчева, педагога школы искусств имени Собинова.
– Что играть будут?
– Репертуар исполнители выбирали сами. Судя по программе, звучать будет гитарная музыка всех времен и народов.
– Мы слышали, Альберт Федорович, что у вас лучшая в Ярославле библиотека по искусству гитары?
– Не знаю уж, лучшая ли. Есть рукописи переложений Исакова, Андронова, редкие книги и записи – многие годы собирал. Можно, например, посмотреть видеозапись с одного из последних концертов великого Сеговии.
– А с наукой сейчас как?
– Пишу две книжки. Одну – об истории гитары в Ярославле. Вторая называется «Основы химической метрологии». Пробую немного в ней философствовать. Пытаюсь впервые договориться с читателями об основных терминах и понятиях так называемой аналитической химии.
– Так называемой?
– Именно так, но это тема другого разговора.
– Так что гитара науке не помеха?
– Как видите, нет. И никогда не была.