Всюду, где сегодня есть балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи о балете, где издаются книги и журналы, посвящённые балету, театральные справочники и словари, – знают и чтят Мариуса Петипа, француза по происхождению, русского – по вкладу в национальную сокровищницу балетного искусства, учителя и вдохновителя современных мастеров танца.
Семилетним мальчиком начал осваивать тайны хореографии Мариус Петипа под руководством своего отца, известного французского провинциального балетмейстера. Мать Петипа была драматической трагедийной актрисой. Карьера Мариуса как танцовщика началась в Брюсселе, затем – в провинциальных театрах Франции, а с 1839 года с труппой отца он гастролировал в Нью-Йорке.
Возвратившись в Париж, Петипа совершенствует своё мастерство в школе Большой парижской оперы. Танцевал в то время на сцене с такой крупной звездой, как Карлотта Гризи в балетах «Жизель» и «Тщетная предосторожность». Уже тогда он поставил четыре балета, имевших успех у зрителей и делавших большие сборы. Затем работал в Испании и изучал испанские танцы. Именно там он освоил и перенёс их в оперу «Кармен». Позже в конце 60-х поставленный им балет «Дон-Кихот» не только прочно вошёл в репертуар московского и петербургского театров, но и дожил до наших дней только благодаря обилию блестяще поставленных испанских танцев, проникнутых подлинно национальным духом.
В 1847 году Мариус Петипа был приглашён в Петербург в качестве танцовщика в знаменитый императорский Мариинский театр. Много танцевал, а через несколько лет уже выступил постановщиком балетов на петербургской сцене. Петипа понравилась труппа русского театра: её отличали большая трудоспособность, великолепная техника, а самое главное – преданность искусству, которое он очень высоко ценил.
Обладая неиссякаемой фантазией в сочинении танцевальных движений, Петипа достиг в балете предельной простоты построения хореографического номера. Будучи ярым противником акробатической техники и трюкачества, видел, прежде всего, в своих балетах совершенство и логичность танцев и пантомимных сцен, добивался точности и прекрасного рисунка у кордебалета.
Уже будучи признанным балетмейстером, поставившим более 60 балетов, Мариус Петипа встретился с Петром Ильичом Чайковским. Вместе они работали над постановкой балета «Спящая красавица». Либретто написал Иван Александрович Всеволожский, крупный театральный деятель, друг Чайковского (ему и посвятил композитор «Спящую красавицу»). Мариус Петипа разработал подробную программу балета.
Премьера балета состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В роли принцессы Авроры танцевала итальянка Карлотта Брианца, в роли феи Сирени – дочь Петипа Мария. С этого момента начался период сотрудничества двух великих мастеров – Петипа и Чайковского. Как велика популярность творений Петипа, можно судить по следующим фактам сценической биографии «Спящей красавицы». В 1946 году ею ознаменовал свой день рождения Королевский английский балет. Спустя девять лет этот театр показал «Спящую красавицу» по английскому телевидению, а в 1960 году передвижная труппа «Интернациональный балет ХХ века» познакомила с балетом парижан.
Победа, одержанная авторами балета «Спящая красавица», не только утвердила новое место музыки в балете, но и стала торжеством русской школы классического балета, созданной Мариусом Петипа.
Успех спектакля восстановил веру русских деятелей балета в свои возможности и вынудил аристократическую знать, преклоняющуюся перед Западом, признать русский балет лучшим в мире.
В автобиографии, написанной Мариусом Петипа, и в фильме «Третья молодость», который увидят зрители, все данные те же, поскольку фильм совместного производства Ленфильма и Фильм-Алькам (Франция) построен по материалам мемуаров Петипа. В роли Мариуса Петипа – французский актёр Жиль Сегаль, в роли Чайковского – замечательный актёр Олег Стриженов.
Являющаяся и поныне одной из вершин русского классического балета «Спящая красавица» стала поистине третьей молодостью замечательного хореографа 68-летнего Мариуса Ивановича (настоящее имя Альфонс Виктор Мариус) Петипа.
Мы предлагаем читателям «Северного края» выиграть два билета на фильм «Третья молодость». Для этого нужно правильно ответить на вопрос: какие другие балеты Чайковского поставил Мариус Петипа? Ответы ждём в пятница с 14 до 15 час. по телефону редакции 30-17-64.