В стихотворении уроженки Ярославля Ирины Санадзе, которая в настоящее время живёт и работает в Тбилиси, эмоционально выражено благоговение перед многовековой историей родного города. Однако используемая при этом палитра образов крайне скудна: «колокольный звон», «маковки церквей», «небесное свеченье», «суровые битвы» и т. п. Не отличается оригинальностью и содержание стихотворения – описание того, как «вдаль ладьи плывут по Волге», завершается банальным восклицанием: «Город мой! То князь, то книжник, То лихой купец...» Впору было бы продолжить: и жнец, и швец, и на дуде игрец.
Тематика стихотворений Александра Кузина гораздо обширнее. Он размышляет о «симбиозе» жизни и смерти, величии и трагедии гения, «магнитных полях» малой родины. И всё-таки большинство его произведений требует серьёзной доработки. Александру нужно освободить поэтическую речь от многочисленных штампов вроде «слиянья вод», «родительского приюта», «народной тропы» и т. д. И, конечно, для философской лирики совершенно неприемлемы рождающие комический эффект фразы «Под каждым холмиком – беда!..», «И перспективы личной – жуть...», «В известной точке у реки». Кроме того, избранная автором стилистика практически полностью заимствована из XIX века и вызывает стойкое чувство дежа вю.
Светлана Щедрина прислала нам по электронной почте два стихотворения своего брата. Это не более чем ученические опыты, страдающие отсутствием рифм и нарушениями размера. Посему советуем автору сперва овладеть азами стихосложения – и только потом облекать свои рассуждения в поэтическую форму.
Александр Суворов из Москвы – настоящий «многостаночник»: он поэт, литературный критик, исследователь творчества Фёдора Достоевского, участник ряда издательских проектов. Его стихотворения не лишены недостатков, но, как нам кажется, «плюсы» перевешивают. И мы решили опубликовать его стихотворение:
Александр СУВОРОВ
Летит, как рой сухой листвы,
Курьерский поезд в ночь.
Он из горячей головы
Весь сон прогонит прочь.
Стучит, как каплями дождя
По мокрому стеклу.
И ты промокнешь, уходя
В предутреннюю мглу.
Там люди спят или не спят,
И плачет чья-то дочь.
Там знать не знают про тебя
И не спешат помочь.
Стучат колёса, мы одни
Средь сонных голосов,
И лишь бессонный проводник –
Как маятник часов.
Впотьмах лишь тени говорят
И шепчутся огни,
Там фонари в пути горят,
Летят часы и дни.
А поезд мчится напролом
По городам ночным,
И ночь грозит ему крылом,
Как детям озорным.
Так дробно россыпь медяков
Рассыпана во мгле –
Так мы живём в конце веков
На пасмурной земле.
Материал подготовил
Андрей КОВРАЙСКИЙ.
Гость | 08.02.2011 в 10:51 | ответить-1
А зачем мы должны знать во всех подробностях недостатки творчества незнакомых поэтов? Может, Коврайский напишет им лично — «разбор полетов» интересен только самим «летчикам» и больше никому. Или уж тогда публикуй — и рецензируй. А пока получился высокомерный плевок в автора неизвестного текста.
ЛПВ | 14.03.2011 в 14:51 | ответить-1
Ну и негодяй же Вы, товарищ-критик. Видно кроме этого ничего и не умеете, как плеваться. Уважаемый поэт, поэтесса, не выставляла этого стиха на Вашу критику, сделали это ее друзья в юбилею города. Вы продержали стих и без ведома людей, которые Вам передали стих, написали по-существу пасквиль. Видать давно не пили грузинского вина!
Андрей Коврайский | 03.05.2011 в 19:57 | ответить1
Коллеги! Совсем не хотел бы оправдываться, но извинюсь перед теми, кого моё короткое критическое высказывание задело. Подобные материалы традиционны для газетных литературных страниц — разбор почты, знаете ли — были они и в предшествующие годы издания «Слова». Также сама редакция всегда следит за тем, чтобы ни одно письмо не залеживалось без ответа. Хорошие стихотворения всегда рады опубликовать.
Гость | 14.11.2011 в 00:26 | ответить-1
… Он из горячей головы
Весь сон прогонит прочь.
Стучит, как каплями дождя
По мокрому стеклу…
Эти милые сердцу бойкого рецензента корявенькие строки — буквально о нём самом, о г-не Коврайском. «Стучит»… не удосужившись явить «вещдоки» — стихи, до которых, даже на цыпочки привстав, не дотянулся мозгами. Вся «аргументация» — в натужно преувеличенном негативе оценок: «крайне», «большинство» и т. п. Разнос, похожий на донос. Кому? «Народу»! «Читающей публике»! А читать-то и нечего. Кроме того, что… «из горячей головы».