Театром наций совместно с Министерством культуры Российской Федерации традиционно проводится фестиваль провинциальных театров страны. По поручению Министерства культуры Театром наций разработан целый комплекс различных мероприятий, направленных на развитие театральной культуры в глубинке России. Первыми городами, выбранными для этой программы, стали Великие Луки и Рыбинск.
– Города мы выбирали сами. Рыбинск попал в программу после того, как мы посмотрели спектакль Рыбинского драматического театра «Стеклянный зверинец». И сюда мы привезли четырёх молодых режиссёров, выпускников санкт-петербургских и московских театральных вузов, которые за три дня с актёрами театра должны выпустить четыре полноценных спектакля, – рассказал художественный руководитель семинара, театральный критик, член экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоев-ский.
Рыбинскому драматическому театру были предложены 35 пьес современных авторов, для работы были выбраны четыре. У Ярославы Пулинович есть монолог «Наташина мечта». В Рыбинске его поставил молодой режиссёр Андрей Шляпин, который принял участие уже не в одном таком семинаре. Спектакль по пьесе Наталии Мошиной «Остров Рекоту» с большим успехом идёт сегодня на Сахалине и в Новом Уренгое. В Рыбинске его представил Александр Хухлин, режиссёр, работающий над детскими спектаклями. У Анны Батуриной есть пьеса «Фронтовичка» о жизни людей после войны. В Рыбинске над ним работает Илья Ротенберг. Свою театральную карьеру он начинал как актёр, а впослед-ствии поступил на режиссёрский факультет
ГИТИСа. Над спектаклем «В тени виноградника» по рассказу Исаака Башевиса Зингера о любви двух пожилых людей в Рыбинске работал Кирилл Вытоптов, который уже поставил на малой сцене театра «Современник» «Станционного смотрителя» по повести Александра Пушкина.
Все молодые постановщики спектаклей – ученики известных режиссёров Олега Кудряшова, Сергея Женовача, Евгения Каменковича.
Поскольку за три дня выучить текст актёру практически невозможно, они выходят на сцену с листочками бумаги и читают прямо по ним.
– Такая методика применялась ещё в дореволюционных театрах России, поэтому ничего нового мы тут не изобрели. Хотя создать спектакль за три дня – задача не из простых. Актёр в данном случае работает на стрессе, что в свою очередь освобождает его от штампов, которые он использует из одного спектакля в другой. В данном случае актёр понимает, что за три дня ничего не успеет сделать. И перед публикой предстаёт свободный артист, что даёт совершенно потрясающий эффект, – пояснил Олег Лоевский.
Для молодых режиссёров данная работа – тоже своего рода стресс. Они, только что окончившие театральные вузы, должны прийти к взрослым актёрам и рассказать им о смысле жизни. Рыбинской труппе было крайне интересно работать с начинающими столичными режиссёрами, у которых совсем иной взгляд, иной подход к решению творческих задач.
Что будет после проведения семинара с подготовленными за три дня работами? С ними можно поступить по-разному, считает Олег Семёнович. Можно оставить их в том виде, как они есть, можно продолжить трудиться над ними и довести до полноценных спектаклей и третье – забыть, как страшный сон.
– Я думаю, что все четыре пьесы будут доработаны до полновесных спектаклей и войдут в репертуар Рыбинского драмтеатра, – подытожил главный режиссёр Рыбинского драмтеатра Денис Кожевников.
Такой семинар, во время которого спектакли создаются в течение трёх дней, не только поможет повысить профессиональный уровень актёров, раскрыть их внутренние творческие резервы, но и привлечёт в театр молодых зрителей. Подобная практика уже применялась в Саратове, Абакане, Пскове, других городах России, цель была достигнута – молодёжь в театр пошла.
– Нельзя забывать, что молодой зритель хочет ходить на спектакли, в которых играют молодые актёры, и через них видеть то, что с ним происходит в жизни, – отметил Олег Семёнович.
Первый спектакль, а вернее – монолог одного актёра, с которым смогли познакомиться рыбинцы, – «Наташина мечта». Это монолог детдомовской девочки, безумно влюбившейся в молодого журналиста, а потом убившей свою соперницу. Олег Лоевский охарактеризовал эту пьесу как городскую сентиментальную историю, историю подростковых заблуждений, горя, что всегда находит отклик в сердцах людей. Мнение зрителей, побывавших на спектакле: молодая рыбинская актриса Дарья Дворникова блестяще исполнила роль этой девочки. Хотя самой ей её героиня крайне неприятна:
– Во-первых, в тексте масса ненормативной лексики. Эта роль, как вампир, вытягивает из меня всю энергию, потому что выдержать час ругани крайне сложно. Я ненавидела эту девочку, но по мере того, как читала сценарий, становилось жалко её, хотелось помочь ей. Я не хотела впускать её в себя, но когда впустила, поняла, что по-другому она поступить не могла, поскольку просто не знала иного пути разрешения ситуации.
Что примечательно, и места для спектаклей в театре были выбраны весьма нетрадиционные – например, «Наташина мечта» разыгрывалась прямо в фойе, другие пьесы – за кулисами.