Как нам рассказала после возвращения из столицы проректор Ярославского театрального института Ирина Азеева, фестиваль-конкурс «Kunst – Искусство – Performance» проводился впервые. Посвящен он достаточно любопытному явлению. Дело в том, что триста лет назад Петр I, прорубая окно в Европу, заметил, что там есть театр. И решил, что в России тоже должно появиться нечто подобное. Своих профессионалов под рукой не оказалось, поэтому, как водится, позвали иноземного – Иоганна Кунста. Он-то и создал в нашей империи первый общедоступный театр европейского образца.
И вот немцы решили отметить это знаменательное событие, которое в анналах их истории значится как трехсотлетие немецкого музыкально-драматического театра в России. Участ-вовать в объявленном ими конкурсе могли студенты российских театральных вузов и недавние выпускники. Состязались в нескольких номинациях: режиссура, сценография, сценический костюм и постановка спектакля. А проходило меро-приятие не совсем обычно. Началось все еще в конце прошлого года с конкурса заявок. Жюри отобрало лучшие на их взгляд проекты, и немецкая сторона выделила гранты на постановку спектаклей – по тысяче евро каждому коллективу.
На реализацию идей участникам был дан всего один месяц. Так что спектакли, по словам Ирины Азеевой, выглядели скорее заявочными вариантами, нежели полноценными произведениями искусства. Но при этом не было ни одного неинтересного проекта! Однако и на первую премию за постановку никто не потянул.
Ярославцы представили на конкурс сразу два проекта. Один был подготовлен на базе Рыбинского театра студентами того самого целевого курса, о котором говорилось вначале. Спектакль «Дефиле от Дон Жуана» поставил Александр Загораев. Недавний выпускник ЯГТИ, он сыграл уже более двадцати ролей в Рыбинском театре, а в прошлом году был удостоен приза зрительских симпатий как лучший актер сезона. Не желая останавливаться на достигнутом, Александр поступил на режиссерское отделение знаменитой Щуки – Высшего театрального училища имени Щукина, где учится сейчас.
«Дефиле от Дон Жуана» поставлено им по мотивам пьесы Мольера. Мольера выбрали большинство участников. Не случайно. Одно из условий конкурса – постановка пьес эпохи Иоганна Кунста. А француз-ский драматург как раз и был его современником. Самого же Кунста решился поставить только ГИТИС.
Работа рыбинцев была отмечена как одно из самых серьезных погружений в Мольера и самое глубокое прочтение «Дон Жуана». На первый план здесь была выведена тема отношений человека и Неба. За режиссуру Александр Загораев получил первую премию. За сценографию первую премию взяла художник спектакля Валентина Шарапова (она тоже окончила ЯГТИ).
На фестиваль кроме рыбинско-московского театрального десанта был заброшен еще один – состоящий из выпускников и студентов кафедры театра кукол ЯГТИ. Их постановка «Мой Дон Жуан» стала единственным кукольным спектаклем на конкурсе. Если первый проект ярославцев отличала серьезность, то второй поставлен в фарсовом ключе с элементами русской скоморошеской культуры. Получился настолько спектакль для взрослых, что показывать его не то что в детском саду, а даже в школе – решительно не рекомендуется. Работа художника этого спектакля – Ольги Устюговой (тоже выпускницы Ярославского театрального института) была отмечена второй премией.
Вторая премия – обычная, денежная. А вот обладатели первой – Валентина и Александр – награждены по-иному. Они получили право отправиться на месяц в Германию, где будут знакомиться с немецкой культурой и театральным образованием. Если они сумеют заинтересовать тамошних специалистов, то смогут продолжить обучение в Германии на уровне магистратуры, причем полностью за счет немецкой стороны.
Валентина Шарапова уже уехала. Она очень загорелась идеей продолжить образование за рубежом. Александр пока раздумывает – нужен ли ему иноземный диплом. По его мнению, он и так учится в одной из лучших театральных школ мира. Но на месяц, конечно, съездит, посмотрит, что к чему.
...Так случилось, что наши спектакли открывали и закрывали фестиваль. И оба были встречены восторженно, овациями.
– Эти аплодисменты дорогого стоят, – говорит Ирина Азеева, – потому что в зале находились не обычные зрители, а участники конкурса, то есть наши соперники. Но важно даже не признание конкурентов. Главное, что ребята из небольшого провинциального городка показали: их театр состоятелен в творческом отношении. И что старшее поколение мастеров сумело вырастить достойную смену. Выпускники этого курса не только талантливы, но и красивы. Так что Рыбинскому театру с новым поколением актеров очень повезло.